на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТИГРАНЯН (Тигранов) Никогайос (Николай Фаддеевич) [19 (31) VIII 1856, Александрополь, ныне Ленинакан - 17 II 1951, Ереван] - советский композитор, фольклорист, пианист, муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1933), Герой Труда (1936). В возрасте 9 лет потерял зрение. Учился в Вене в Ин-те слепых. Игре на фп. обучался у В. Шеннера (профессора Венской консерватории), под его рук. изучал теоретич. предметы по программе консерватории. В 1893 совершенствовался по теории композиции у H. P. Соловьёва в Петербурге. Организовал в Александрополе школу для слепых, был её директором и вёл ряд муз.-теоретич. предметов. В 1934 переехал в Ереван. С 1894 неоднократно выезжал в города Закавказья, Кавказа, России, Зап. Европы, где выступал как пианист и лектор. Опубликовал ряд статей о вост. музыке. Т. принадлежат первые опыты записи и обработки (для фп. и скрипки в сопровождении фп.) песен, танцев, мугамов, исполняемых арм. ашугами, виртуозами- инструменталистами (таристами, кеманчистами, зурначами и др.) и ансамблями (нар. духовыми и сазандар). На Всемирной Парижской выставке в 1900 Т. награждён бронзовой медалью как «пионер по собиранию и обработке восточных мотивов». Мн. образцы нар. и народно-проф. арм., перс., курдской музыки, бытующей в городах Закавказья в 19 и нач. 20 вв., сохранились благодаря записям Т. Ряд композиторов использовал эти мелодии в своих сочинениях, в т. ч. А. А. Спендиаров, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. А. Казаченко, Р. М. Глиэр, А. Т. Тигранян, С. В. Бархударян, А. С. Айвазян, А. И. Хачатурян. Т. - один из основоположников нац. арм. фп. музыки. В своих обработках стремился сохранить «верность духу подлинника», передать специфику нар. инстр. интонирования и многоголосия, ладовые особенности нар. мелодий, пластику нар. танцев. Найденные Т. приёмы записи и обработки нар. мелодий, а также принципы формообразования, применявшиеся им в фп. миниатюрах и многочастных композициях, получили дальнейшее развитие в сочинениях мн. арм. композиторов. Соч. (обработки): для орк. - мугамы Чаргя (1936), Баяти Курд (1936), пьесы Гярейли (1937), Шикяста (1937), Восточный марш (1937) и др.; камерно-инстр. ансамбли - Шахназ для скр. с фп. (1895), Баяти Шираз, Зурнн трнги, Новруз Араби для струн. квартета (1936); для фп. (обработки) - арм. нар. танцы, опубл. в сборниках: «Закавказские народные песни и танцы» (1887), «Армянские народные танцы» (1896), «Армянские народные танцы» (1935), «Избранные произведения» (1952), мугамы и дастгяи - Баяти Курд (1888, изд. 1894), Баяти Шираз (1889, изд. 1896), Эйдари (1894, изд. 1897), Шахназ (1895, изд. 1899), Чаргя (1896, изд. 1902), Новруз Араби (1900, изд. 1907), Нава (1902, изд. 1927), Чобан Баяти (1904, изд. 1932), Шуштар (1904, изд. 1932), Адрбеджан (1904, изд. 1934) и др.; обр. арм. нар. песен для голоса с фп. - Неудачные дни, Лунная ночь, Приди домой, и др.; ряд обр. для дух. орк., для орк. нар. инструментов, трио, хора. Лит. соч.: Мысли о восточной музыке, «Новое время», 1901, 15 янв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь