на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТОЛСТОЙ (псевд. Ростислав; Рцы. Слово. Твердо; Р. С. Т.) Феофил Матвеевич [6(18) VI 1810, Петербург - 20 II (4 III) 1881, там же] - рус. муз. критик, композитор, певец-любитель, литератор. Систематич. муз. образования не получил, занимался в Петербурге и Неаполе у Дж. Б. Рубини, П. Раймонди (пение), И. Г. Миллера (композиция) и др. В молодые годы общался с М. И. Глинкой, встречи с которым привлекли внимание Т. к рус. музыке. Автор мн. романсов, Т. написал комич. оперу «Доктор в хлопотах» (1835), балладу «Светлана» (1846), оперу на итал. либретто «Парижский мальчишка» («Il birichino di Parigi», пост. 1849, итал. оперная труппа, Петербург). С 1851 выступал в печати как муз. критик и рецензент (вначале его позицию разделял и поддерживал А. Д. Улыбышев); был необычайно оперативен, неоднократно побуждал др. авторов к полемике. Печатался во многих периодич. изданиях («Северная пчела», «Голос», «С.-Петербургские ведомости», «Новое время», «Московские ведомости», «Русский мир», «Отечественные записки», «Journal de St. Petersbourg» и др.). Со 2-й пол. 60-х гг. чл. совета Гл. управления по делам печати. Н. А. Некрасов (с 1868 - ред. «Отечественных записок»), сотрудничая с Т., стремился использовать его служебное положение для ослабления цензурного гнёта. Муз. вкусы и воззрения Т. сложились преим. под влиянием итал. оперы, её исполнителей, а также светской среды муз. любительства. Осн. круг муз.-критич. интересов Т. - вопросы оперного искусства, особенно исполнения опер в Петербурге. До сер. 1860-х гг. общие позиции Т. в оценках муз. современности были достаточно справедливыми. Среди ранних работ Т. выделяется серия из 7 статей «О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы ?Жизнь за царя»« (1854). Светски развязный тон статей и неоправданный апломб критика вызвали полемич. отклик А. Н. Серова (1854) и недовольство Глинки, но всё же в этих работах содержатся некоторые верные наблюдения и выводы. Т. подробно проанализировал «Русалку» Даргомыжского (серия из 4 статей - «Разбор ?Русалки» А. С. Даргомыжского», 1856) и стремился объяснить её трудную сценич. судьбу («По случаю возобновления ?Русалки», оперы г. Даргомыжского», 1865). Три цикла статей Т. посв. операм Серова «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Нередко полемизируя с Серовым как критик, Т. высоко ценил и даже преувеличивал его композиторские достижения. Полезный материал, при известной ограниченности суждений автора, содержат статьи «По поводу «Записок», М. И. Глинки» (1871) и «А. Н. Серов. Воспоминания» (1874). С годами критич. высказывания Т., его общие эстетич. позиции, понимание им современности, сама манера фельетонных «бесед» становились анахронизмом и воспринимались Серовым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи как воплощение ретроградства, консерватизма. Отсюда резкие полемич. выступления этих критиков, обвинявших Т. в непонимании и недооценке успехов рус. музыки, значения Глинки, новых соч. М. П. Мусоргского и др. представителей «Могучей кучки» (Мусоргский сатирически запечатлел образ Т. под именем Фифа в своей муз. пародии «Раёк», 1871). Т. - автор ряда повестей и романов. Критика морали аристократич. общества в повести «Ольга» (1860) и романе «Болезни воли» (1866) вызвана веяниями времени. Д. И. Писарев сочувственно отозвался об этих произв., несмотря на их художеств. слабость. Вопросы музыки затрагиваются в повестях Т. «Три возраста. Дневник наблюдений и воспоминаний музыканта-литератора» (1853), «Даровитость русского человека» (1858). Автобиографич. сведения содержат заметки «Капитан Тольди. Очерки светской жизни» (1852).
Соч.: «Отелло» Россини, «Северная пчела», 1852, 18 нояб.; Несколько слов о Россини, его образе жизни и его операх, там же, 1852, 8 дек.: «Осада Гента», опера Мейербера, там же, 1853, 16 и 27 марта; «Эсмеральда», опера в четырёх действиях, сочинение А. С. Даргомыжского, там же, 1853, 6 окт.; Итальянская опера в Петербурге, «Пантеон», 1853, т. 8, кн. 3 и 4, Театральная летопись; О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы «Жизнь за царя», «Северная пчела», 1854, 13, 19, 25 авг., 6, 13, 21, 27 сент.; Некоторые биографические сведения о Вебере…, там же, 1855, 17 янв.; Разбор «Русалки» А. С. Даргомыжского, там же, 1856, 28 мая, 6, 13, 20 июня; «Юдифь», опера в пяти актах, соч. г. Серова, там же, 1863, 5, 7, 12 июня; «Рогнеда», опера в пяти действиях, соч. г. Серова, «Голос», 1865, 10, 19 нояб., 2, 4 дек.; По случаю возобновления «Русалки», оперы г. Даргомыжского, там же, 1865, 28 дек.; «Африканка», опера в пяти действиях, соч. Мейербера, там же, 1866, 8 и 13 янв.; «Гроза», опера в четырех действиях, соч. В. Н. Кашперова…, там же, 1867, 31 окт.; Петербургские театры. Несколько слов в память покойного А. С. Даргомыжского. Участь последнего его произведения «Каменный гость». Новая опера «Вильям Ратклиф», соч. г. Кюи…, «Отечественные записки», 1869, т. 183, No 3, отдел Современное обозрение, с. 142-62; Новая опера А. Н. Серова «Вражья сила», «Голос», 1871, 6 мая; Александр Николаевич Серов. 1820-1871. Воспоминания, «Русская старина», 1874, т. 9, февраль; «Антар», две симфонии г. Римского-Корсакова, «Московские ведомости», 1876, 18 янв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТО..

ТЕДЕСКА

ТЕДЕСКО

ТЕЛЕМАН

ТЕМЯНКА

ТЕРЁХИН

ТИББЕТТ

ТИЛИНКА

ТИЛЬМАН

ТИЛЬЯРД

ТИМОХИН

ТИМОШИН

ТИППЕТТ

ТИТТЕЛЬ

ТИХАЧЕК

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТОККАТА

ТОЛПЫГО

ТОЛСТАЯ

ТОМАШЕК

ТОМАШОВ

ТОМЕСКУ

ТОМИЛИН

ТОМПСОН

ТОРАДЗЕ

ТОРЕЛЛИ

ТРАКТУС

ТРАЭТТА

ТРЕМОЛО

ТРЕТЬЯК

ТРИОДИН

ТРИХОРД

ТРОМБОН

ТРОПАРЬ

ТУБАФОН

ТУЛИКОВ

ТУМАНОВ

ТУПИЦЫН

ТУРСКИЙ

Музыкальный словарь ver16