на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОМАШЕК (Tomasek) Вацлав Ян Крштитель (17 IV 1774, Скутеч, Чехия - 3 IV 1850, Прага) - чеш. композитор, пианист, педагог. Учился пению и игре на скрипке у регента П. Й. Вольфа в Хрудиме (1783-85). С 1790 жил в Праге, пользовался советами аббата Фоглера, а также И. Форкеля, М. Клементи, Я. Л. Дусика, одноврем. (с 1797) учился в университете (изучал право, математику, историю, эстетику, интересовался естеств. науками). Играть на фп. научился самостоятельно. В 1796 в Праге прославился как пианист-виртуоз. Большое влияние на исполнит. стиль Т. оказала игра Л. Бетховена (слушал его в Праге в 1796), Дусика (1804) и Форкеля, исполнявшего соч. И. С. Баха. Встречался с Й. Гайдном (1808), а также с Л. Бетховеном (познакомился с ним в Праге в 1797, затем посетил в Вене в 1801 и 1814). С 1793 давал уроки фп. игры. В 1806-24 был учителем музыки у графа Й. Бюкуа в Праге, дирижировал его капеллами, служил органистом. Завоевал известность одного из лучших фп. педагогов Праги, открыл собств. муз. школу (1824). Среди его учеников - Я. В. Воржишек, А. Дрейшок, Ю. Шульгоф, Й. Б. Китль, Й. Дессауэр, Э. Ганслик. Дом Т. превратился в муз. центр города. Во время своих поездок он общался с И. В. Гёте (1822, 1823, в Хебе и Марианске-Лазни), Н. Паганини, Р. Вагнером, Г. Берлиозом, Р. Шуманом и др. крупнейшими музыкантами его времени (некоторые встречи с ними описаны в мемуарах; его автобиографич. заметки не окончены - доведены до 1823). Видный деятель нац. Возрождения, Т. был другом крупнейших представителей нац. культуры своего времени - историка Ф. Палацкого и поэта В. Ганки. Уже первые произв. Т. получили признание (баллада «Леонора» и цикл вальсов для фп.). В ранних произв. (сонатах, вариациях для фп.) Т. следовал классич. традициям, в т. ч. В. А. Моцарта, позднее создал ряд произв., в которых наметились романтич. тенденции. Вошёл в историю чеш. музыки как создатель новых фп. жанров - лирич. эклог и дифирамбов (под влиянием антич. литературы), которые послужили образцами для «Экспромтов» и «Музыкальных моментов» Ф. Шуберта, а также «Песен без слов» Ф. Мендельсона; ему принадлежат фп. рапсодии (3 тетради). Виртуозные пьесы Т. (3 «Allegri di bravura» и 3 «Allegri capricciosi») предвосхищают отд. черты произв. Ф. Шопена. Важное место в творчестве Т. занимала и вок. музыка; в его циклах песен на стихи чеш. (В. Ганки и др.) и нем. (И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. А. Бюргера, Г. Гейне) поэтов ярко проявились романтич. черты. Ценная часть муз. наследия Т. - мессы и реквиемы, в которых отразились его философские размышления. Творчество Т. в целом знаменует переход от классицизма к романтизму в чеш. музыке. Т. принадлежит сб. упражнений по гармонии («Harmonische Ьbungs-Beispile», рукопись). Мн. произв. Т. остались в рукописи (некоторые соч. изданы посмертно в разл. сб. произв. старинных чеш. композиторов).
Соч.: оперы - Серафина, или Великодушие и любовь (1808; 1811, Прага), Альваро и Сакунтала (не пост.); для солистов, хора и орк. - сцены из «Марии Стюарт» и «Мессинской невесты» Шиллера, «Фауста» Гёте (все в рукоп.); кантаты, 2 мессы (1813, 1836), 2 реквиема (1820, 1823), Te Deum, оды, гимны; для орк. - 3 симфонии (1801, 1805, 1807), увертюра; 2 концерта для фп. с орк. (1805, 2-й без даты); камерно-инстр. ансамбли - Большое (Grand) трио для скр., альта и фп., струн. (контрапунктич.) квартет (1805), фп. квартет; для фп. - 8 сонат, 15 рапсодий, танцы, марши, 42 эклоги (изданы в 7 тетр. по 6 пьес- 1807, 1810, 1813, 1815, 1817, 1819, 1823) и др. пьесы; соч. для органа; пьесы для стеклянной гармоники; песни на стихи Гёте, Шиллера и др. Лит. соч.: Selbstbiographie, «Libussa», 1845-50.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь