на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТОНИКА (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) - центр. элемент тональности; главный тон, по которому получает название вся система (в C-dur и c-moll - звук д о), а также главный аккорд-устой, на котором строится данный лад (в C-dur аккорд с-е-g, в c-moll - с-es-g); обозначение - Т. Тоника - основа, исходный пункт и завершение гармонич. процесса, логич. центр гармонич. мысли, осн. устой (пребывание на котором ощущается как момент покоя, особенно при возвращении к Т., разрешении функционального напряжения). В функционально-гармонич. системе тональности действие Т. непосредственно ощущается на всём протяжении однотемной формы (периода, двух- и трёхчастной; напр., в теме 1-й части 12-й фп. сонаты Бетховена, 1-м разделе пьесы «Январь» из «Времён года» Чайковского); модуляция устанавливает аналогич. действие другой Т. (этим объясняется связь между сферой действия Т. и темообразованием, членением муз. формы). Сила Т. в функционально-гармонич. системе тональности определяется несколькими факторами: природой муз. содержания, проникнутого идеей рационалистич. централизованности; отбором звукоряда, диатонического в основе и не содержащего тритона ни к одному из звуков Т.; организацией лада с помощью «тройной пропорции» (функций S - T - D), что способствует максимальному укреплению центра-Т; метрикой, подчёркивающей весомость заключит. кадансовых моментов (т. н. тяжёлые такты - 4-й, 8-й - как метрич. устои, аналогичные Т.; см. Тональность). В качестве категории муз. мышления Т. - один из видов центра (устоя), служащего опорой при образовании целостной системы звуковысотных отношений (см. Лад). Актуальность и важность категории Т. как подобного центра позволяет распространять этот термин на центр. элементы др. систем (на лады нар. музыки, древнего мира, средневековые лады, модальную гармонию Ренессанса, симметричные лады 19-20 вв., на системы с центр. тоном или аккордом в музыке 20 в.). Однако необходимо разграничивать разл. типы центров (устоев) - барочную и классико-романтич. Т. (у И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова), ср.-век. финалис (к-рый, в отличие от классич. Т., может не пронизывать своим действием всей мелодии; напр., в антифонах Miserere mei Deus I тона, Vidimus stellam ejus IV тона), Т. новой тональности 20 в. (напр., тоника G в опере «Воццек» Берга, диссонантная сложная Т. в орк. интерлюдии между 4-й и 5-й картинами 3-го д. той же оперы), центр. тон (тон ми в начале и заключении Dies irae Пендерецкого), центр. группу (1-я пьеса из «Лунного Пьеро» Шёнберга), quasi-тоникальное использование серии (напр., 1-я часть сонаты Э. В. Денисова для скрипки и фп.) и др. Лит. см. при статьях Тональность, Лад, Гармония. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТО..

ТЕРТИС

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦИЯ

ТЕСНИФ

ТИЛЬКЕ

ТИМПАН

ТИНЕЛЬ

ТИНОДИ

ТИРАНА

ТИРАТА

ТИТЛУЗ

ТИТОВЫ

ТОБИАС

ТОДУЦЭ

ТОКОДИ

ТОЛГАУ

ТОЛЬБА

ТОМАРС

ТОМСОН

ТОПШУР

ТОРБАН

ТОРМИС

ТОЦКИЙ

ТРЕПАК

ТРЕЦЦА

ТРИЗНО

ТРИОЛЬ

ТРИТОН

ТРНИНА

ТРОСТЬ

ТРОХЕЙ

ТРОШИН

ТРУБИН

ТРУВЕР

ТРУФФИ

ТУГУШИ

ТУКСЕН

ТУРЕЛЬ

ТУРИНА

Музыкальный словарь ver16