Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| ТОРТЕЛЬЕ (Tortelier) Поль (р. 21 III 1914, Париж) - франц. виолончелист, композитор, педагог. Учился в Парижской консерватории у Л. Фёйара и Ж. Хеккинга (виолончель), бр. Ж. и Н. Галлон (композиция). С нач. 30-х гг. ведёт широкую конц. деятельность. В 1935-37 солист оркестра в Монте-Карло, в 1939-45 - Бостонского симф. оркестра. После освобождения Франции от фашистской оккупации вернулся в Париж. В 1956-69 профессор Парижской консерватории, с 1971 преподаёт в Высшей школе музыки в Эссене (ФРГ). Основатель и президент общества «Mouvement Beethoven», призванного поддерживать прогрессивных композиторов. Концертирует во мн. странах мира (гастролировал в СССР в 1971 как солист, в 1979 - в составе трио с дочерью Марией и сыном Яном Паскалем Т.), выступал с крупнейшими дирижёрами, в т. ч. О. Клемперером, Ш. Мюншем, А. Клюитенсом, Г. Караяном, Л. Маазелем, Е. Ф. Светлановым, Г. Н. Рождественским. Репертуар Т. богат и разнообразен. Исполнительский стиль его отличается сочетанием темпераментности с большой продуманностью, выразительности и гибкости фразировки с виртуозной техникой. Неоднократно выступал и как дирижёр (в частности, в «Концертах Ламурё»). Автор симф., камерных, а также сольных скр. и виолонч. произв., в т. ч. концерта для 2 виолончелей с оркестром (Т. исполнял его с женой - виолончелисткой Мод Т.). Ему принадлежат каденции ко многим виолончельным концертам (Ф. Э. Баха, Л. Боккерини, Й. Гайдна и др.), редакция сюит для виолончели соло И. С. Баха (1966), Школа для виолончели (Paul Tortelier in collaboration with Maud Tortelier and Rudolf Gaspar Baumberger, How I play, how I teach, foreword by Prof. Dr. Lev Ginsburg, L., 1975). Написал уч. пособие «Современная сольмизация» («Solmisation contemporaine…», P., 1965). Соч.: для opк. - Израильская симфония (Symphonie israelienne, с хором, 1956), Приношение (Offrande, для струн. орк., на темы Л. Бетховена, к 200-летию со дня его рождения,. 1970); концерты с орк. - для фп., для скр., 2 для влч., для 2 влч.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, струн. трио; для влч. и фп. - Элегия (1937), 3 этюда (1947), токката, каприс (1959); для влч. (соло) - сюита (1946) и др. |