на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОЧКА (лат. pinctus или punctum, итал. punto, франц. point, нем. Punkt) - знак, являющийся одним из осн. элементов нотного письма с момента его возникновения. В зап.-европ. и греч. невменных нотациях, в др.-рус. идеографич. безлинейной нотации (крюках) Т. применялась преим. как элемент, определяющий звуковысотное положение знака. В совр. нотной системе подобием Т. является важнейший элемент нотных знаков - нотная головка; помимо того, Т. при нотной головке влияет на длительность звуков и указывает на ряд приёмов исполнения. Т. в нотном письме имеет следующие осн. значения: 1) Т., поставленная справа от нотной головки или паузы, увеличивает длительность на половину: Две точки справа от нотной головки или паузы увеличивают их длительность на половину и ещё на четверть первоначальной величины: Нота с одной или двумя точками справа от головки входит в состав ритмич. фигуры, обозначающей пунктирный ритм. В 17 - нач. 18 вв. Т. иногда обозначала увеличение длительности на одну четверть первоначальной величины: означало Такой записью пользовался И. С. Бах; её же описал Н. П. Дилецкий в «Мусикийской грамматике». 2) Т., поставленная над нотой, созвучием или аккордом, предписывает исполнение данного звука или созвучия staccato; точки над рядом нот или созвучий в сочетании со связывающей их лигой указывают на исполнение их portato. 3) В хоральной (квадратной) нотации (13 в.) Т. обозначала высоту звука. В мензуральной нотации с изменением формы нотной головки (с 15 в. нередко применялась округлённая запись нот) Т. стала фиксировать не только высоту, но и длительность звуков, что явилось прообразом совр. нотной системы. Т. применялась также в знаках, обозначавших в мензуральной нотации двудольность и трёхдольность; эти знаки ставились в начале или в середине нотной строки (при смене мензуры): (двудольный brevis), равный двум semibrevis, (трёхдольный brevis), равный трём semibrevis. От термина «Т.» происходит термин «контрапункт» - «punctum contra punctum» («точка против точки»), что подразумевает звучание осн. голоса вместе с одним или несколькими другими, совпадающими с ним в ритмич. отношении. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь