на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТОЧКА (лат. pinctus или punctum, итал. punto, франц. point, нем. Punkt) - знак, являющийся одним из осн. элементов нотного письма с момента его возникновения. В зап.-европ. и греч. невменных нотациях, в др.-рус. идеографич. безлинейной нотации (крюках) Т. применялась преим. как элемент, определяющий звуковысотное положение знака. В совр. нотной системе подобием Т. является важнейший элемент нотных знаков - нотная головка; помимо того, Т. при нотной головке влияет на длительность звуков и указывает на ряд приёмов исполнения. Т. в нотном письме имеет следующие осн. значения: 1) Т., поставленная справа от нотной головки или паузы, увеличивает длительность на половину: Две точки справа от нотной головки или паузы увеличивают их длительность на половину и ещё на четверть первоначальной величины: Нота с одной или двумя точками справа от головки входит в состав ритмич. фигуры, обозначающей пунктирный ритм. В 17 - нач. 18 вв. Т. иногда обозначала увеличение длительности на одну четверть первоначальной величины: означало Такой записью пользовался И. С. Бах; её же описал Н. П. Дилецкий в «Мусикийской грамматике». 2) Т., поставленная над нотой, созвучием или аккордом, предписывает исполнение данного звука или созвучия staccato; точки над рядом нот или созвучий в сочетании со связывающей их лигой указывают на исполнение их portato. 3) В хоральной (квадратной) нотации (13 в.) Т. обозначала высоту звука. В мензуральной нотации с изменением формы нотной головки (с 15 в. нередко применялась округлённая запись нот) Т. стала фиксировать не только высоту, но и длительность звуков, что явилось прообразом совр. нотной системы. Т. применялась также в знаках, обозначавших в мензуральной нотации двудольность и трёхдольность; эти знаки ставились в начале или в середине нотной строки (при смене мензуры): (двудольный brevis), равный двум semibrevis, (трёхдольный brevis), равный трём semibrevis. От термина «Т.» происходит термин «контрапункт» - «punctum contra punctum» («точка против точки»), что подразумевает звучание осн. голоса вместе с одним или несколькими другими, совпадающими с ним в ритмич. отношении. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТО..

ТАЛИХ

ТАМУР

ТАНГО

ТАНЕЦ

ТАПЁР

ТАРАФ

ТАРТУ

ТВИСТ

ТЕЙЕР

ТЕМБР

ТЕНОР

ТИБИЯ

ТИТОВ

ТОКИО

ТОМБО

ТОНУС

ТОРКИ

ТОСАР

ТОСТИ

ТРАНЕ

ТРЕЛЬ

ТРОПЫ

ТРУБА

ТУБИН

ТУМЫР

ТУОНГ

ТУТЕК

ТУЧЧИ

ТЫЛИК

ТЮЗЮН

ТЮЛИН

УЗЛЯУ

УИСАР

УНГЕР

УРБАН

УРБАХ

УСУЛЬ

ФАВАР

ФАГОТ

Музыкальный словарь ver16