на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТРОСТЬ. 1) Приспособление для звукоизвлечения у ряда духовых, т. н. тростевых муз. инструментов. Изготовляется из особого вида тростника (отсюда назв.). Различают одинарные Т. (однолепестковые, состоят из узкой тонкой тростниковой пластинки) и двойные Т. (двухлепестковые, состоят из 2 таких пластинок). Среди орк. инструментов с одинарной Т. - кларнет, бас-кларнет, бассетгорн, саксофон; в нар. инструментарии - балабан и коншай (узб. и тадж.), жалейка (рус.), тарогато (венг.), тарагот (молд.). Среди инструментов с двойной Т. - гобой, англ. рожок, фагот, контрафагот, а также зурна, сурнай, дудук и др. Т. влияет на качество и тембр звука. Она служит возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента; выдыхаемая струя воздуха отгибает более тонкую часть Т., сила её упругости приводит Т. в первоначальное положение, что обеспечивает прерывистое поступление воздуха в канал инструмента, в котором возникают продольные колебания воздушного столба, порождающие звук. Т. должна хорошо пружинить, легко поддаваться изменениям усилий, производимых губами исполнителя, и до определённого предела открывать звуковую щель. Одинарные Т. бывают надрезными (П-образной формы; помещаются в стволе инструмента, у головки) и приставными (крепятся в головке у входного отверстия); нижняя (более толстая) часть одинарной Т. неподвижна, верхняя, т. н. свободная, колеблется, периодически открывая и закрывая щель. В двойной Т. 2 тростниковые пластинки соединяются проволочными кольцами и обмоткой из нитки на шейке Т., между этими пластинками образуется звуковая щель. Двойная Т. у гобоя укрепляется на конич. металлич. трубочке, частично покрытой пробкой, что обеспечивает плотное вставление (до уступа) в гнездо звуковой трубки, у фагота, контрафагота и англ. рожка Т. надевается на узкий конец эса. При игре на совр. тростевых дух. инструментах исполнитель берёт Т. в рот; до 30-х гг. 16 в. на разл. типа свирелях, в т. ч. на бомбардах (поммерах), крумгорнах и др., Т. не соприкасалась с губами исполнителя, она была заключена в спец. камеру - чашеобразный мундштук, в который вдувался воздух. Т. быстро приходят в негодность из-за отложения на них солей и др. веществ, содержащихся в слюне. Ведутся эксперименты по применению вместо тростника пластмассы, кости, бамбука, нейлона и др., но положительные результаты ещё не получены. 2) Древко смычка.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТР..

ТИТОВЫ

ТОБИАС

ТОДУЦЭ

ТОКОДИ

ТОЛГАУ

ТОЛЬБА

ТОМАРС

ТОМСОН

ТОНИКА

ТОПШУР

ТОРБАН

ТОРМИС

ТОЦКИЙ

ТРЕПАК

ТРЕЦЦА

ТРИЗНО

ТРИОЛЬ

ТРИТОН

ТРНИНА

ТРОХЕЙ

ТРОШИН

ТРУБИН

ТРУВЕР

ТРУФФИ

ТУГУШИ

ТУКСЕН

ТУРЕЛЬ

ТУРИНА

ТУРЧАК

ТУСКИЯ

ТУСТЕП

ТЫПКОВ

ТЬЕНТО

ТЬЕРСО

ТЬЮРЕК

ТЭНАСЕ

ТЭРИАН

ТЭРНАН

ТЮЙДУК

Музыкальный словарь ver16