на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТУОНГ (tuong) - вьетнамский классич. муз. театр. Согласно историч. свидетельствам, театр Т. сложился во Вьетнаме в 11-13 вв. на основе театр. представлений чо туонг и хат кой чан, включавших в себя танцы, пение, акробатику, сцены, изображающие сражения, и т. д. В 1285 в период правления императора Чан Нян Тонга благодаря деятельности пленного китайского актёра Ли Нгуен Ката при вьетнамском дворе была сформирована первая труппа Т. С 1437 Т. стал официальным придв. Театр. жанром, в период с 15 по 19 вв. интенсивно развивался при поддержке императорских династий. В 1804 в городе Хюэ построено первое здание Вьетнам. театра, а позднее по приказу имп. Ты Дыка (1848-1883) сформирована имп. труппа с театр. школой «Хак бо динь» при ней. Для создания репертуара Т. привлекались выдающиеся поэты и музыканты того времени, напр. Дао Зуй Ты (1572-1634); имена авторов произв., написанных для театра Т. до 19 в., остались неизвестными; в 19 в. для театра Т. писал вьетнам. драматург Дао Тан (1848-1908). Он создал ок. 20 пьес, сюжеты которых обнаруживают влияние китайского классич. театра, однако их образное содержание отличается нац. самобытностью. В кон. 19 в. сложился жанр туонг до, положивший начало сатирич. направлению в театре Т. Пьесы в в жанре туонг до создавались такими видными драматургами, как Динь Фыонг, Нго Куй Донг, Нгуен Чонг Чи и др. В ранний период франц. колониального господства некоторые драматурги (Хоанг Као Кхай, Нгуен Тхан и др.) использовали Т. с целью пропаганды нового режима, установленного колониальными властями. В свою очередь, прогрессивные драматурги создали ряд новых патриотич. пьес (напр., «Чынг Ны выонг»- «Воительницы Чынг» Фан Бой Тяу, «Донг а сонг фунг» - «Восточноазиатские козни» Нгуен Хыу Тиема и др.). Последнее десятилетие 19 в. характеризуется влиянием европ. романтизма на все виды вьетнам. нац. искусства, в т. ч. и на классич. театр, что выразилось в изменении сюжетов (от героических к лирическим), а также в характере спектаклей, утративших многие черты, присущие классич. театру. В период с 1925 по 1945 в связи с развитием нового вида театр. искусства реформаторского театра Юга (кай лыонг) классич. театр пришёл в упадок, с 1940 по 1950 пьесы классич. репертуара сошли со сцен большинства театров. После Августовской революции, в 1950-е гг., Т. возродился, обогатившись совр. формами выражения. В 60-80-е гг. 20 в. ставятся пьесы из традиц. репертуара Т., посвящённые героич. прошлому Вьетнама, нац.-освободит. борьбе против иноземных захватчиков (напр., «Семья сумасшедшей» Нгуен Лая). В сельской местности Т. существует в форме традиц. театра, что, однако, не даёт основания причислять его к истинно традиционному театру, каковым во Вьетнаме являются тео, руа нуок (кукольный театр) и др. Все элементы театра Т. - сюжет, персонажи, музыка, танцы и жесты, грим и костюмы связаны с определ. символикой. Напр., в пьесе «Ван Быу Чинь туонг» («Десять тысяч драгоценностей Тыонга») Дао Тана действующие лица представляют собой персонифицированные медикаменты, в пьесе «Куан суонг хиен тхюи» («Собрание ароматов, приподносимых на счастье») того же автора - разл. цветы. В классич. театре, как и в тео, осн. способом выражения является мелодекламация, перемежаемая разговорной речью (ной ве) и изредка пением. В мелодекламации, отражающей характерные черты нац. просодии (вьетнам. яз. тонален), используется более 100 разл. попевок, организованных определ. метроритмич. формулами; каждая из попевок символизирует характер того или иного персонажа (напр., напев безумной женщины), эмоциональное состояние героя в к.-л. момент (напр., напев разлуки), конкретную сценич. ситуацию (напев столкновения 2 персонажей-соперников).. Моменты собственно пения в Т. редки, и переход к нему от мелодекламации столь плавен, что подчас его трудно уловить. Пение основано на следующих мелодич. типах: бай бан и хат - напевы с оформленной ладомелодич. и метроритмич. структурой; диеу - попевки, строго сохраняющие лишь принадлежность к определ. ладу. Пение типа хат включает 2 разновидности - хат хать и хат нам, сложившиеся в муз. практике традиции Хюэ. Хат хать отличается мужеств. характером и используется обычно в военных сценах и конфликтных ситуациях (лад бак, антифонная манера исполнения). Хат нам - лирич., печальные мелодии в ладу нам. В классич. вьетнам. театре музыка подчинена закономерностям развития словесного текста, представленного как прозой, так и стихами. Мелодекламация в прозе применялась для разъяснения смысла стихотворных разделов (чаще всего на кит. яз.) и называлась лой хуонг. Партия оркестра в театре Т. выполняет функцию связующего звена между всеми элементами театр. представления: разговорными и мелодекламац. разделами, танцами и жестами и т. д. Среди осн. ударных инструментов: чонг чан - военный барабан, чонг ком - «рисовый» барабан, донг да - маленький гонг, тяп шап - тарелочки, фать - трещотки и т. д. Ведущим инструментом ударной группы оркестра является барабан чонг чиен, при игре на котором применяется до шести разл. способов звукоизвлечения. Помимо ударных, в оркестр входят сона (тип гобоя), флейта шао, 3-струн. лютня дан там, 2-струн. скрипка дан ни. Танец является важнейшим элементом спектакля театра Т., раскрывающим эмоциональное состояние персонажей: напр., танцы «Во бо», «Бо санг» выражают удивление, а танцы «Ma лан» и «Бо канг» используются в трагич. ситуациях. Танец в Т. - преим. мужской, отличается острым пластич. рисунком, сопровождается разл. акробатич. трюками. До 40-х гг. 20 в. все роли в Т., в т. ч. и женские, исполнялись мужчинами. В дальнейшем в спектаклях стали участвовать и женщины. Персонажи классич. театра представлены следующими категориями: актёры-воины - туонг, молодые актёры - кеп, актёры-старики - лао, актрисы - дао, «пудра»- бот (термин «пудра» применяется по отношению к актёрам, исполняющим второстепенные роли; их грим ограничивался нанесением на лицо пудры). Актёры выступают в масках, которые в зависимости от характера персонажа окрашены в разные цвета: маски, олицетворяющие людей храбрых, верных и преданных, окрашиваются в красный цвет; белый цвет означает людей жестоких, зелёный - жителей долин, чёрный - жителей горных районов. Маски отражают и эмоциональное состояние героев: широко раскрытые глаза - ужас, приподнятые брови - удивление и т. д.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь