на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


УВЕЛИЧЕННЫЙ ЛАД - тип симметрич. лада, в основе которого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (осн. тоны аккордов, мелодич. звукоряд, группа): аккордовым, мелодическим, групповым. Аккордовый У. л. характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций; мелодич. У. л. - мелодич. движением по одному из специфич. звукорядов, образованных делением 12 полутонов октавы на три равные и единообразные по структуре части (в полутонах, напр.: 3 + 1, 3 + 1, 3 + 1 или 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1); групповой У. л. - применением специфич. звукорядов в смешанном, «диагональном» (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы 3 видов У. л.: Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Действие 1-е. H. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог. О. Meссиан. Тема с вариациями для скрипки с фортепьяно. Термин и теория У. л. принадлежат Б. Л. Яворскому. См. Симметричные лады, Ладовый ритм, Уменьшённый лад, Целотоновый лад. Лит. см. при ст. Симметричные лады. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь