на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


УЛИГЕР - название бурятского и монгольского героического эпоса (возник на мифологич. основе в начале н. э.). Осн. тема У. - борьба за процветание народа, победа героич. личности над злыми силами. Крупнейшим У. является эпопея «Гэсэр» (содержит более 22 тыс. стихотворных строк). Первая публикация монг. варианта Гэсэриады относится к 1836 и принадлежит акад. Я. И. Шмидту. Бурят. «Гэсэр» впервые был записан Ц. Жамцарано в 1906. У. слагались и исполнялись нар. певцами-сказителями - улигершинами. Каждый сказитель владел одним или неск. типовыми улигерными напевами, усвоенными им вместе с текстами У. от предшествующего поколения сказителей или от своих учителей, и на эти напевы исполнял все У. своего репертуара. В исполнении героич. эпоса зап. бурят различаются две традиции: эхирит-булагатская и унгинская. Сказители пели У. речитативом, унгинские в отд. случаях сопровождали своё пение игрой на бурят. нац. инструменте - хуре. В исполнении У. эхирит-булагатскими сказителями активное участие принимали сами слушатели: перед началом У. они гетерофонным хором пели «призывные песни» («угталгын дуун»), в которых призывали и встречали улигерных героев, в конце - «напутственные песни» («удэшэлгын дуун»), а в процессе повествования, во время кратковременных остановок и отдыха сказителя они исполняли т. н. «заполнение пауз» («сэг даралга»), прославляя героя У. К развитию сюжетной линии эпич. произв. эти хор. вставки прямого отношения не имели. Своеобразной была исполнит. традиция у вост. бурят (наиболее древняя и архаичная, она перекликается с эпосом тунгусо-маньчжурских и некоторых тюркских народов). Речитативное пение всего У. (позже прозаич. пересказ) перемежалось хор. пением монологов («туурээлгэ») улигерных персонажей. Исполнение У. было насыщено драм. элементами: улигершин изображал героев и персонажей эпоса, изменяя интонации, силу и тембр своего голоса, пользуясь мимикой и звукоподражанием (особенно в «туурээлгэ»). У. приписывали сверхъестественное, небесное происхождение, и поэтому они исполнялись только ночью и сопровождались разл. обрядами. В 20 в. известностью пользовались улигершины М. Эмегенов, П. Тушемилов, П. Петров, П. Дмитриев, А. Тороев, Г. Тыхеев и др. На основе У. написаны первая бурят. нац. опера «Энхэ - Булат-батор» Фролова (1940), муз. драма «Баир» Берлинского (1940), балет «Сын Земли» Батуева (1967), симф. поэма «Гэсэр» (1969) и симф. У. «Ленин» (на слова улигершина А. Тороева, 1970) Андреева и др. Лит: Козин С. A., Эпос монгольских народов, М.-Л., 1948; Уланов А. И., К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957; его же, Бурятские улигеры, Улан-Удэ, 1968; Шаракшинова Н. О. (сост.), Героический эпос о Гэсэре, Иркутск, 1969; Хомонов М. П., Бурятский героический эпос «Гэсэр», Улан-Удэ, 1976. Д. С. Дугаров.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь