на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


УНДЕЦИМАККОРД - шестизвучие терцовой структуры (напр., d - f - а - с - е - g). Специфич. тон У. - звук ундецимы (отсюда назв.). У. продолжает линию наслоения терций в аккордах: трезвучие септаккорд нонаккорд У.; он может пониматься либо как нонаккорд с прибавленной сверху терцией, либо как септаккорд с прибавленными двумя терциями. Обозначается цифрой 11 при знаке ступени, являющейся осн. тоном аккорда, напр. II11, d 11. Употребляется преим. в осн. виде (обращения могут разрушить структуру аккорда и превратить его в др. образования). У. применяется гл. обр. в музыке 20 в. (М. Равель, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.; также в джазовой музыке). Наличие в У. нескольких терцовых созвучий (трезвучий, септаккордов), пригодных для того, чтобы существовать в качестве самостоят. аккордов, объективно предрасполагает У. к полигармонич. расслоению (см. Полиаккорд; напр., в отрывке из «Петрушки» Стравинского верхний звук имеет значение органного пункта). И. Ф. Стравинский. «Петрушка». Картина 1-я. См. Аккорд, Нонаккорд. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь