на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


УНТЕРТОНЫ (нем. Untertöne, букв. - нижние звуки, ед. ч. Unterton, от unter - нижний и Ton - тон, звук) - теоретически выведенный ряд звуков, располагающихся ниже осн. тона вибратора; зеркальное отражение натурального звукоряда (см. Обертоны): (Числа под нотами указывают на отношение частот к осн. тону.) У. могут возникнуть только в особых условиях взаимодействия вибратора и резонатора или при механич. соприкосновении др. тела с данным колеблющимся вибратором; они воспринимаются как дребезжащие звуки с определ. высотой. В «унтертонпродукторе» Е. В. Новицкого осн. тон давался камертоном, установленным на резонирующей подставке, а У. производились шариками разной массы, поочерёдно помещаемыми на эту подставку; У. в этой системе возникали вследствие соударений шарика и вибрирующей резонирующей подставки. Подобным образом - при включении в колебания посторонних тел - У. могут возникнуть на скрипке, фп. и др. инструментах; однако они никогда не возникают при колебаниях одного вибратора; невозможно также услышать весь ряд У. одновременно. У. нельзя смешивать с комбинац. тонами разности, которые возникают в результате интерференции колебат. движений от 2 и более вибраторов при распространении звуковых волн. У. одним из первых описал Э. Хладни (1802). А. Эттинген и X. Риман сделали попытку при помощи обертонов и У. объяснить происхождение мажора и минора (дуалистич. обоснование гармонии); на новой основе (физиологии высшей нервной деятельности) эти попытки возникают и во 2-й пол. 20 в.: М. П. Блинова объясняет происхождение минора при помощи т. н. унтертоновой проекции. В некоторых электромузыкальных инструментах (типа электрооргана Хаммонда) искусственно созданные У. используются как тембровые добавления к обертоновому спектру. Лит: Новицкий Е. В., Унтертоны, в кн.: Сб. работ секции по музыкальной акустике, вып. 2, М., 1929, с. 84-139, [Труды ГИМНа]; Rыжкин И., Mазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934; Музыкальная акустика. Под ред. Н. А. Гарбузова, М.-Л., 1940, с. 18, 1954, с. 17-18; Блинова М. П., Физиологические основы ладового чувства, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962; Симонов И. Д., Новое в электромузыкальных инструментах, М.-Л., 1966; Сhladni E. F. F., Die Akustik, Lpz., 1802; Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwicklung, Dorpat-Lpz., 1866; Riemann H., Die objective Existenz der Untertöne in der Schallwelle, «Allgemeine Deutsche Musikzeitung», 1875, Jahrg. 5. Ю. H. Рагс.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь