на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



УРАН, Юран (Urban; наст, фам. - Оэран, Auerhahn) Кретьен (16 II 1790, Монжуа, близ Ахена - 2 XI 1845, Париж) - бельг. скрипач, альтист, органист и композитор. В раннем детстве учился играть на скрипке у отца, с 5 лет выступал публично. С 1806 учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра (муз.-теоретич. предметы) и у Р. Крейцера, П. Байо, возможно, у П. Роде или Ф. А. Хабенека (скрипка). Работал в Париже. С 1807 играл на скрипке, с 1810 - на органе в Корол. капелле. В 1816-45 играл на скрипке в оркестре театра «Гранд-Опера» (с 1823 первая скрипка, с 1836 солист), был концертмейстером оркестра Об-ва концертов консерватории, участвовал в концертах этого общества как скрипач-солист. Был органистом церкви Сен-Венсан (с 1827). Позднее играл и на альте, выступал в ансамбле с Ф. Листом (находился с ним в дружеских отношениях), Ф. Шопеном, скрипачом П. Байо (в квартете под рук. Байо; концертировал с ним как альтист-солист в 1806), с виолончелистом А. Баттой; участвовал в т. н. Историч. концертах, организованных Ф. Ж. Фетисом. Современники наиболее высоко ценили искусство У.-альтиста. По просьбе автора играл партию альта-соло при первом исполнении симфонии Г. Берлиоза «Гарольд в Италии»; своим успехом на премьере в 1834 в Париже симфония в значит. степени обязана исполнит. мастерству У.-альтиста. У. - один из первых альтистов, выступавших с сольными концертами. Концертировал также как исполнитель на виоль д'амур (возродил сольную игру на этом инструменте); специально для него Дж. Мейербер написал в опере «Гугеноты» соло для виоль д'амур (в 1-м д.) У. особенно близко было творчество Л. Бетховена, P Шуберта, Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, произв. которых он часто исполнял, способствуя популярности их музыки во Франции. Автор 2 сонат, 2 «Романтических квинтетов» («Quintettes romantiques», для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели), квинтета для 3 альтов, виолончели, контрабаса и литавр ad libitum, 3 «Романтических дуэтов» («Duos romantiques», для фп. в 4 руки), фп. пьес, романсов и др. Лит: Юзефович В., Кретьен Уран - первый исполнитель партии альта в «Гарольде» Берлиоза, в сб. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 4, M., 1967; d'Ortiguе J., Le balcon de l'Opera, R., 1833, р. 324-32, Elwart A., Histoire de la Societй des concerts du conservatoire imperial de musique, R., 1860; Legouve E., Chretien Urhan, в его кн.: Soixante ans de souvenirs, pt 2, R., 1887; Förster R., Chr. Urhan, Raigern, 1907; Garnault P., Chretien Urhan (1790-1845), «Revue de musicologie», 1930, t. 11, No 34, Sietz R., Urhan, в кн.: Rheinische Musiker, Folge 6, hrsg. von D. Кдmper, Кцln, 1969, S 208-10 (Beitrage zur Rheinischen Musikgeschichte, H. 80). B. A. Юзефович.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
УР..

ТЕЗИ

ТЕМА

ТЕМП

ТИБО

ТКАЧ

ТОВИ

ТОДА

ТОДИ

ТОЗИ

ТОМА

ТОММ

ТОНС

ТРЕШ

ТРИО

ТУБА

ТУМА

ТУРТ

ТУШЕ

ТЮРК

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИЛД

ФИТА

ФЛЕШ

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

Музыкальный словарь ver16