на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович [19 (31) VIII 1879, Калуга - 9 X 1949, Ташкент] - сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932-49 науч. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар. консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. школы (с 1936 - Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. предметы. На основе собств. записей муз. фольклора составил труды «Туркменская музыка» (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), «Музыка на тексты А. Навои» (1940), «Узбекская вокальная музыка» (1950); опубликованы записи шашмакома (1924; 1966-1979). Обработал ряд узб. нар. песен (для голоса с фп., для симф. оркестра). Как композитор, У. стремился к достижению синтеза узб. и европ. средств муз. искусства. Автор сочинений на узб. нар. темы разных жанров, в т. ч. муз. драмы «Фархад и Ширин» (по поэме Навои, 1934), в которой одним из первых в узб. муз. практике использовал малый симф. оркестр и вок. ансамбли.
Соч.: муз. драма Фархад и Ширин [1936, Узб. муз.-драм. театр, Ташкент; 2-я ред. совм. с Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же; 3-я ред. оперы совм. с Мушелем, 1957, Узб. театр оперы и балета]; для орк. - Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945); для фп. - Новелла (1947) и др.; для хора с фп. - В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к спектаклям драм. театра - «Ёрилташ» Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), «Муканна» Алимджана (совм. с Мушелем, 1943, Узб. драм. театр имени Хамзы, Ташкент). Лит: Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, «СМ», 1937, No 4; Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950; её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306; Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
УС..

ТЕССИТУРА

ТЕТРАХОРД

ТИЛИЧЕЕВА

ТИНКТОРИС

ТИХОМИРОВ

ТИЯРДОВИЧ

ТОНАДИЛЬЯ

ТОРУПИЛЛЬ

ТОСКАНИНИ

ТРЕЗВУЧИЕ

ТРЕТЬЯКОВ

ТУЛАШВИЛИ

ТУТУНДЖЯН

УГРИНОВИЧ

УИЛЬЯМСОН

УЙФАЛУШШИ

УМИНЬСКАЯ

УНКОВСКИЙ

УНТЕРТОНЫ

ФАРАНДОЛА

ФАРИНЕЛЛИ

ФИГУРАЦИЯ

ФИДЕЛЬМАН

ФИНДЕЙЗЕН

ФИОРИТУРА

ФЛАЖОЛЕТЫ

ФЛЕКСАТОН

ФОРМАЛИЗМ

ФОРРЕСТЕР

ФРАУЭНЛОБ

ФРОБЕРГЕР

ФУЭНЛЬЯНА

ФЬЕЛЬСТАД

ХАЛИЛЕЕВА

ХАНДОШКИН

ХАНЛАРОВА

ХАСЛИНГЕР

ХАУЗЕГГЕР

ХАЧАТУРЯН

Музыкальный словарь ver16