на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВАЛТОРНА (от нем. Waldhorn, букв. - лесной рог; нем. также Horn, итал. corno, франц. cor, англ. french horn) - духовой мундштучный инструмент. Происходит от охотничьего рога. Имеет длинный, узкий, изогнутый в виде кольца цилиндрич. ствол, вблизи широкого раструба переходящий в конический. Мундштук глубокий, узкий, воронкообразный. Старинные В. (натуральные) не имели механики; с помощью передувания исполнитель извлекал из них тоны натурального звукоряда - от 2-го до 16-го, иногда до 18-го. Диатонич. мажорная гамма получалась лишь в верхнем регистре между 8-м и 16-м звуками. Ограниченность звукоряда породила специфические двухгол. доследования, т. н. «валторновые квинты» или «золотые ходы». Для игры в различных тональностях пользовались В. различных строев. В 18 - нач. 19 вв. применялись В. в следующих строях: В и С низкие, D, Es, E, F, G, A, В высокие. Изредка встречались В. в строе Fis. Нотный текст записывался в C-dur; исполняя партию на В. нужного строя, музыкант фактически извлекал звуки в др. тональности. Позднее стали применяться дополнит. трубки у мундштука, которые удлиняли ствол В. и тем самым понижали её строй (кроны). Ту же роль играли дополнит. трубки, вставлявшиеся в средней части ствола (инвенции). Они были введены в сер. 18 в. дрезденским валторнистом А. Й. Хампелом, который разработал также способ получения т. н. закрытых звуков путём введения правой руки в раструб. Это позволило извлекать хроматически изменённые звуки и корректировать высоту нечисто звучащих 7-го и 11-го тонов натурального звукоряда. Однако звучание В., отличавшейся благородным и поэтичным тембром, становилось сдавленным, трескучим, поэтому композиторы редко применяли «закрытые» звуки. До сер. 18 в. В. употреблялась в оркестре редко. Использовалась гл. обр. как мелодич. инструмент. Играли на В. преим. в верхнем регистре, виртуозно расширяя звукоряд до 18-го звука натуральной гаммы. С сер. 18 в. В. входит в состав симф. оркестра (как правило, 2 исполнителя). Первоначально она служила в оркестре гл. обр. как педализирующий и ритмич. инструмент. Во 2-й четв. 19 в. получает распространение хроматич. В. Она имеет дополнит. трубки, удлиняющие канал инструмента, которые включаются с помощью вращающихся вентилей или нажимных пистонов, изобретённых нем. мастерами Ф. Блумелем и Г. Штольцелем (1814). Три вентиля позволяют получить полный хроматич. звукоряд. Для удобства исполнения и более свободного извлечения верхних звуков совр. В. снабжаются 2 дополнит. вентилями. Механика приспособлена для игры левой рукой. Вначале хроматич. В. изготовлялись в разл. строях, сейчас применяются гл. обр. В. в строе F, изредка - в строе В. Встречаются и «двойные» В. - в строе В и F. Партия валторны строя F записывается в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания или в басовом на кварту нище. Диапазон хроматич. В. в строе F: H1 - f2, в строе В: E - b2. Инструмент обладает большими исполнительскими возможностями. На В. хорошо звучат как певучие мелодии, так и подвижные технич. пассажи. Мужественный и поэтичный тембр В. при ff становится напряжённо-звенящим; закрытые звуки В. кажутся дикими, гротесковыми, а при p - затаённо-отдалёнными. Приём «эхо» позволяет смягчать звук до нежнейшего pp. Применяя «двойной язык», можно передать очень быстрые повторения звука. В симф. оркестр входят 4 В. 1-му и 3-му валторнистам поручаются более высокие партии, 2-му и 4-му - более низкие. В больших орк. составах число В. увеличивается до 6-8 и более. Помимо симф. и дух. оркестров, В. используется в камерных ансамблях и как сольный инструмент. Среди произв. для В. - концерты Й. Гайдна, В. А.Моцарта, К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Штрауса, П. Хиндемита, сонаты с сопровождением фп. Л. Бетховена и П. Хиндемита и др. Наиболее выдающиеся иностр. валторнисты - Я. А. Мареш, Я. В. Штих [(Дж. Пунто), Чехословакия], Ф. Дювернуа (Франция), Г. и Н. Шунке (Германия), О. и Д. Брейн (Англия), рус. и сов. - Ф. Ф. Эккерт, А. Н. Янкелевич, М. Н. и В. М. Буяновские и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ВА..

БУДКЕВИЧ

БУКОФЦЕР

БУЛАТОВА

БУЛАХОВА

БУЛЛАНДТ

БУЛЫЧЁВА

БУНЧИКОВ

БУРКХАРД

БУРЛЕСКА

БУРХАНОВ

БУССОТТИ

БУХАРЕСТ

БУХОВЦЕВ

БЬЁРЛИНГ

ВАЙНБЕРГ

ВАЙНЮНАС

ВАЛАЙТИС

ВАЛЕНСИЯ

ВАЛЛАШЕК

ВАЛЬБЕРХ

ВАН ДЕЙК

ВАНЬСКИЙ

ВАНЬХАЛЬ

ВАРИАЦИИ

ВАРИАЦИЯ

ВАРЛАМОВ

ВАРТАНЯН

ВАСИЛЬЕВ

ВАХНЯНИН

ВЕГЕЛИУС

ВЕДЕКИНД

ВЕЙСБЕРГ

ВЕКЕРЛЕН

ВЕРАЧИНИ

ВЕРШИНИН

ВЕСНЯНКИ

ВЕСТФАЛЬ

ВИБРАФОН

ВИБРАЦИЯ

Музыкальный словарь ver16