на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВАРЕЗ (Varese) Эдгар (22 XII 1885, Париж - 7 XI 1965, Нью-Йорк) - американский композитор, муз.-обществ. деятель и дирижёр. По нац. француз. В 1904-06 изучал композицию в Схола канторум у А. Русселя и В. д'Энди, в 1906-07 - в классах высшего мастерства у III. Видора в консерватории в Париже. Выступал как дирижёр с любит. хором, организованным им при Нар. университете. С 1908 работал в Берлине, где был творчески связан с Ф. Бузони, М. Рейнхардтом и Г. Гофмансталем (написал музыку к его драме «Эдип и Сфинкс»); организовал Симф. хор, с которым исполнял (1908-09) музыку ранних полифонистов. В 1914 дирижировал Филармонич. оркестром в Праге. В 1915 поселился в США. Основал в Нью-Йорке ряд муз. организаций, пропагандировал совр. музыку: дирижировал созданным им Новым симф. оркестром (1919), организовал Междунар. гильдию композиторов (совм. с К. Сальседо, существовала в 1921-27), был одним из основателей Панамериканского общества по пропаганде амер. музыки (1926), рук. хоров. Б. ч. произв. В., написанных до 1915 (в романтич. и импрессионистич. стиле), не сохранилась. В зрелые годы он обратился к экспериментам в области ритмич. и тембрового обновления музыки. Занимаясь проблемами электронной музыки, акустики, поисками новых муз. звучаний, пытался расширить акустич. возможности обычных инструментов («Интегралы» для камерного оркестра и ударных, 1923, «Ионизация» для 41 ударного и 2 сирен, 1931). Считая музыку «организованным шумом», отстаивал (и претворял в творчестве) конструктивистские идеи о необходимости обновления муз. языка с помощью совр. техники и индустриальных шумов (связь музыки с техникой подчёркивается назв. его произв.), искал новые комбинации звуков, стремился к усложнённым динамич. и ритмич. построениям. В произв. «Пустыни» («Deserts», для электронных дух. и ударных, 1954) впервые в истории муз. искусства применил приём сочетания оркестровой и конкретной музыки (звучание обычных инструментов контрастирует с электронной, усиленной 3 репродукторами и записью фабричных шумов). Публич. исполнение произв. В. в Европе и США неоднократно вызывало протесты аудитории. Эстетич. взгляды В. оказали влияние на творчество композиторов- авангардистов.
Соч.: для орк. - Америки (Ameriques, 1926), Аркана (Arcana, 1927); для голоса и орк. - Пространство (Espace, 1937) для хора и орк., симфония с хором (1937), поэма для сопрано и орк.; Металл (Metal, 1937), Ночные (Nocturnal) - I (1961) и II (1962) для сопрано, хора и орк.; Приношения (Offrandes,1922, для сопрано и камерн. орк.); камерн. соч. - Гиперпризма (Hyperprisme, 1923, для духовых и ударных), Октандр (Octandre, 1924, для 7 духовых и контрабаса), Плотность 21,5 (Density 21, 5, 1936, для флейты-соло и камерн. орк.); для электронных инстр. и «организованного шума» - Экваториал (Equatorial, для органа, ударных, труб, тромбонов, 2 терменвоксов и баса, 1934), Электронная поэма (Poeme Electronique, 1958, для Междунар. выставки в Брюсселе, ЭКСПО-58, с использованием 425 репродукторов c 11 каналами), Ночью (Dans la nuit, на cл. Г. Мишо, для хора, 15 медных духовых, ударных, органа и волн Мартено (электроинстр.). Лит. соч.: Les instruments et la machine йlectronique, «L'Вge nouveau», P., 1955, No 92; Tout Jeune homme j'habitais Berlin, в кн.: Le poeme йlectronique, Le Carbusier, 1958; Le destin de la musique est de conquerir la libertй, «Libertй 59», Montreal, 1959, Sept.- Oct.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ВА..

БУКША

БУЛАТ

БУЛЕЗ

БУЛИЧ

БУЛЛЬ

БУНИН

БУРРЕ

БУЧЕК

БЭЛЗА

БЮЛАН

БЮЛОВ

БЮНУА

БЮХЕР

ВАВРА

ВАЙЗЕ

ВАЛЕН

ВАЛЬС

ВАМБИ

ВАНЧА

ВАТЛО

ВЕБЕР

ВЕЙЛЬ

ВЕККИ

ВЕКОВ

ВЕЛИЧ

ВЕРДИ

ВЕЧЕЙ

ВИГАН

ВИДОР

ВИЕЛА

ВИЕРУ

ВИКАР

ВИНЧИ

ВИОЛА

ВИОЛЫ

ВИОЛЬ

ВИОРА

ВИРЕН

ВИТОЛ

Музыкальный словарь ver16