на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВАРЕЗ (Varese) Эдгар (22 XII 1885, Париж - 7 XI 1965, Нью-Йорк) - американский композитор, муз.-обществ. деятель и дирижёр. По нац. француз. В 1904-06 изучал композицию в Схола канторум у А. Русселя и В. д'Энди, в 1906-07 - в классах высшего мастерства у III. Видора в консерватории в Париже. Выступал как дирижёр с любит. хором, организованным им при Нар. университете. С 1908 работал в Берлине, где был творчески связан с Ф. Бузони, М. Рейнхардтом и Г. Гофмансталем (написал музыку к его драме «Эдип и Сфинкс»); организовал Симф. хор, с которым исполнял (1908-09) музыку ранних полифонистов. В 1914 дирижировал Филармонич. оркестром в Праге. В 1915 поселился в США. Основал в Нью-Йорке ряд муз. организаций, пропагандировал совр. музыку: дирижировал созданным им Новым симф. оркестром (1919), организовал Междунар. гильдию композиторов (совм. с К. Сальседо, существовала в 1921-27), был одним из основателей Панамериканского общества по пропаганде амер. музыки (1926), рук. хоров. Б. ч. произв. В., написанных до 1915 (в романтич. и импрессионистич. стиле), не сохранилась. В зрелые годы он обратился к экспериментам в области ритмич. и тембрового обновления музыки. Занимаясь проблемами электронной музыки, акустики, поисками новых муз. звучаний, пытался расширить акустич. возможности обычных инструментов («Интегралы» для камерного оркестра и ударных, 1923, «Ионизация» для 41 ударного и 2 сирен, 1931). Считая музыку «организованным шумом», отстаивал (и претворял в творчестве) конструктивистские идеи о необходимости обновления муз. языка с помощью совр. техники и индустриальных шумов (связь музыки с техникой подчёркивается назв. его произв.), искал новые комбинации звуков, стремился к усложнённым динамич. и ритмич. построениям. В произв. «Пустыни» («Deserts», для электронных дух. и ударных, 1954) впервые в истории муз. искусства применил приём сочетания оркестровой и конкретной музыки (звучание обычных инструментов контрастирует с электронной, усиленной 3 репродукторами и записью фабричных шумов). Публич. исполнение произв. В. в Европе и США неоднократно вызывало протесты аудитории. Эстетич. взгляды В. оказали влияние на творчество композиторов- авангардистов.
Соч.: для орк. - Америки (Ameriques, 1926), Аркана (Arcana, 1927); для голоса и орк. - Пространство (Espace, 1937) для хора и орк., симфония с хором (1937), поэма для сопрано и орк.; Металл (Metal, 1937), Ночные (Nocturnal) - I (1961) и II (1962) для сопрано, хора и орк.; Приношения (Offrandes,1922, для сопрано и камерн. орк.); камерн. соч. - Гиперпризма (Hyperprisme, 1923, для духовых и ударных), Октандр (Octandre, 1924, для 7 духовых и контрабаса), Плотность 21,5 (Density 21, 5, 1936, для флейты-соло и камерн. орк.); для электронных инстр. и «организованного шума» - Экваториал (Equatorial, для органа, ударных, труб, тромбонов, 2 терменвоксов и баса, 1934), Электронная поэма (Poeme Electronique, 1958, для Междунар. выставки в Брюсселе, ЭКСПО-58, с использованием 425 репродукторов c 11 каналами), Ночью (Dans la nuit, на cл. Г. Мишо, для хора, 15 медных духовых, ударных, органа и волн Мартено (электроинстр.). Лит. соч.: Les instruments et la machine йlectronique, «L'Вge nouveau», P., 1955, No 92; Tout Jeune homme j'habitais Berlin, в кн.: Le poeme йlectronique, Le Carbusier, 1958; Le destin de la musique est de conquerir la libertй, «Libertй 59», Montreal, 1959, Sept.- Oct.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь