на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper) - крупнейший австр. оперный театр, центр муз. культуры Австрии (до 1918 - венская придв. опера). Возникновение венской оперы относится к сер. 17 в., когда при дворе австр. императора состоялись первые оперные представления итал. труппы. Со 2-й пол. 17 в. оперные спектакли, исполнявшиеся австр. придв. труппой, шли на сценах разл. театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 - в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличались помпезностью. С сер. 18 в. деятельность придв. оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 - придв. капельмейстер), с развитием нац. оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778, и др.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786) и др. С нач. 19 в. венская опера осуществляет пост. лучших произв. нем., австр., итал. и позже французский композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль» и др.), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европ. певцы, в т. ч. австр. и нем.: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др. В 1869 Венская придв. опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театр. зданий мира (проект арх. Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Т-р открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта. В 1875-97 муз. директор и гл. дирижёр театра X. Рихтер - выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены пост.: тетралогия «Кольцо нибелунга» (1877-79), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также совр. оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце 19 в. возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля». В конце 19 - нач. 20 вв. благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (гл. дирижёр театра в 1897-1907) Венская придв. опера стала одним из лучших европ. оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой муз.-драм. выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера. В эти годы наряду с блестящими постановками произв. Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема»; «Фальстаф»; «Электра» Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др. В 1918, после образования Австр. республики, театр получил совр. название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929). В 20-30-е гг. наряду с произв. Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значит. место занимают оперы совр. композиторов (в т. ч. «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.). В годы фашистской оккупации (1938-45) В. г. о. пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии (1945) театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего муз.-театр. центра страны. Здание театра в 1945 было разрушено бомбардировкой, театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин» и Народной оперы. Сезон 1955-56 открылся в восстановленном здании (зрит. зал на 2209 мест). Были пост. оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера и др. В 1956-64 В. г. о. рук. Г. Караян. Среди лучших спектаклей 50-60-х гг.: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р. Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка и др. В 1930-60-е гг. в В. г. о. выступали лучшие певцы Австрии и др. стран, в т. ч. А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры - К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др. В 70-е гг. в труппе театра певцы - В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являются Й. Крипс и К. Бём. В 1971 В. г. о. гастролировала в СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ВЕ..

ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

КИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

КРУЖОК ДРУЗЕЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

ОДЕССКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Музыкальный словарь ver16