на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВЕРБУНКОШ (венг. verbunkos, от нем. Werbung - вербовка) - жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венг. инструментальной музыки конца 18 - нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую нац. музыку, начиная с танц. музыки и популярных песен и кончая оперой и симф. произв. В музыковедческой литературе 20 в. термин «В.» обозначает гл. обр. муз. стиль. Зарождение В. связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка получила название «В.», распространившееся по всей стране. В основе В. лежал мужской танец вербунк (verbunk tanc), возникший из нар. танцев гайдуков, свинопасов и др. и исполнявшийся либо как виртуозный сольный, либо как групповой танец. Вербунк играл значит. роль ещё во время революции и войны за освобождение Венгрии 1848-49; повстанцы прибегали к нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу. Музыка В. исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями (обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на некоторых старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один музыкант, играющий на волынке. Муз. язык раннего В. свидетельствует о разнородности его истоков: в нём заметны элементы старинных венг. танц. мелодий, фольклора соседних народов - южных славян и румын, мотивы вост. музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями - цыганами, а также черты, определяющиеся влиянием совр. проф. нем. и итал. музыки. В., представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал муз. символом венг. нации. В нём нашло отражение характерное для обществ. жизни Венгрии 2-й пол. 18 в. пробуждение нац. самосознания. Постепенно определился комплекс присущих В. стилевых особенностей: пунктирные и обращлнные пунктирные ритмы; «цыганский» или «венгерский» звукоряд с двумя увелич. секундами; чередование широких, напевных мелодий в медленном темпе (lassъ или hallgatу) с муз. отрывками, проходящими в стремительно быстром темпе (friss); фигурация разл. видов, в т. ч. виртуозная инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. на импровизац. характере исполнения; частое применение пассажей из триолей; легко запоминающиеся ка-денционные формулы, связанные с танц. фигурой «притопывания» (bokazу). Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80-м гг. 18 в., это песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа: Ф.Вершеги. Песня. 1780. Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало». 1790. В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой «триады» скрипачей-виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804. Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его «Венгерские песни из области Веспрем» («Magyar Notak Veszprem Vб megyeböl», 1823-1832) содержат 135 пьес в 15 выпусках. Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832. После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу. Характерный образец В. - знаменитый Ракоци-марш, созданный неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др. произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. ритмо-интонации. Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы «Банк бан». Под влиянием стиля В. написаны некоторые произведения Б. Бартока, в частности симф. поэма «Кошут», рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и др. Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить антракт из оперы З. Кодая «Хари Янош»: В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a-moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта A-dur (К-V 219,1775) Б. Сабольчи считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й. Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио G-dur и др. произведения), Л. Бетховена (эпизод g-moll в финале 3-й симфонии, тема побочной партии в финале 7-й симфонии, увертюра «Король Стефан»), Ф. Шуберта (финал стр. квинтета C-dur op. 163, «Венгерский дивертисмент» для фп. в 4 руки и ряд небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»), И. Брамса (концерты, Венгерские танцы) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ВЕ..

БУГМЮЛЛЕР

БУЛЛЕРИАН

БУРМЕСТЕР

БУХБИНДЕР

БУХТОЯРОВ

БЮЛЬ-БЮЛЬ

ВЁРДЖИНЕЛ

ВАЛИУЛЛИН

ВАН ЗАНДТ

ВАНАДЗИНЬ

ВАРВОГЛИС

ВАСИЛЕВИЧ

ВАСИЛЕНКО

ВЕЙДИНГЕР

ВЕЛИКАНОВ

ВЕНГЕРОВА

ВЕНЦИНГЕР

ВЕНЯВСКИЙ

ВЕРБИЦКИЙ

ВЕРТИКАЛЬ

ВЕТЛУГИНА

ВИДАКОВИЧ

ВИЛЕНСКИЙ

ВИЛИНСКИЙ

ВИЛЬДАНОВ

ВИЛЬДГАНС

ВИЛЮМАНИС

ВИМБЕРГЕР

ВИНОКУРОВ

ВИСЛОУЖИЛ

ВИСЛОЦКИЙ

ВОДОВОЗОВ

ВОЛОШИНОВ

ВОЛЬГЕМУТ

ВОСТРЕЛОВ

ВРАНИЦКИЙ

ВСЕНОЩНАЯ

ВУНДЕРЛИХ

ВЫГОДСКИЙ

Музыкальный словарь ver16