на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВИТАЛИ (Vitali) - итал. музыканты. Джованни Баттиста В. (1644, Кремона - 12 X 1692, Модена) - скрипач и композитор. Ученик М. Каццати. С 1667 работал альтистом капеллы собора Сан-Петронио в Болонье. С 1672 второй, с 1684 первый капельмейстер придв. герцогской капеллы в Модене. Один из видных мастеров инстр. музыки докореллиевской эпохи, В. способствовал созданию гомофонного инстр. стиля, становлению формы предклассич. скрипичной сонаты. Писал преим. в светских жанрах, особенно тщательно разрабатывал танц. формы. Его баллетти, корренти, пассамецци, пассакальи, чаконы объединены в многочясл. сборники для разл. камерных ансамблей во главе со скрипкой. Они отличаются мелодия, изяществом, острой ритмикой. Нек-рые исследователи называют В. «Иоганном Штраусом 17 века». Всего издано 14 опусов инструментальных произведений В. Ему принадлежат также оратории, кантаты. Часть соч. В. осталась в рукописи.
Соч.: Камерные корренти и баллетти для 2 скр. и баса континуо, ор. l (1666); сонаты для 2 скр. с басом континуо для органа, ор- 2 (1667); камерные баллетти, корренти и симфонии для 4 инстр., ор. 3 (1667); баллетти, корренти… для скр. и контрабаса или спинета, ор. 4 (1668); сонаты для 2, 3, 4 и 5 инстр., ор. 5 (1669); варьированные партиты из пассамеццо, чаконы, каприччи и пассакальи… для 2 скр. и контрабаса, или спинета, ор. 7 (1682); камерные баллетти, корренти и каприччи для 2 скр. и контрабаса, ор. 8 (1683); балли во франц. стиле для 5 инстр., ор. 12 (1685); музыкальные искусности…, ор. 13 (1689) и др. Томмазо Антонио В. (1665, Болонья - место и дата смерти неизв.) - скрипач и композитор. Сын Джованни Баттиста В. Был придв. музыкантом в Модене. С 1706 член Болонской филармонич. академии. Известен гл. обр. как автор популярной «Чаконы» для скрипки, опубл. P. Давидом в «Высшей школе скрипичной игры» («Die Hohe Schule des Violinspiels»), однако некоторые исследователи высказывают серьёзные сомнения в подлинности этого произведения, приписывая его Давиду. Соч.: церковные сонаты для 2 скр. и влч., ор. l (1693); церковные сонаты для 2 скр. с басом для органа, ор. 2 (1693); сонаты для 2 скр. и баса континуо, ор. 3 (1694); концерт из сонат для скр., влч. и чембало, ор. 4 (1701) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь