на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧАВЕС, Падуа Чавес-и-Рамирес де (Padua Chavez y Ramirez de) Карлос (1899 - 1978) - мекс. композитор, дирижёр, педагог, муз. -обществ, деятель. Обучался игре на фп. у П. Л. Огасона и М. М. Понсе, композицию изучал самостоятельно. В 1928 основал симф. орк. Мехико (возглавлял его до 1949; позже - Нац. симф. орк.). Директор Нац. конс. (1928 - 34), Нац. института изящных искусств и литературы (1947 - 52). Ч. (наряду с С. Ревуэльтасом) - основоположник совр. комп. школы Мексики, один из ведущих композиторов Лат. Америки. В творчестве 1920 - 30-х гг. доминируют элементы народной, в частности индейской, музыки, проявилось также увлечение муз. конструктивизмом. Симпатии Ч. к революц. движению отразились в "Пролетарской симф." для хора с орк. на текст нар. революц. корридо, в кантате "Солнце" на стихи мекс. пролетарского поэта К. Гутьерреса Круса (1934) и в др. произв. Начиная с 1940-х гг. муз. язык произв. Ч. становится более усложнённым, однако сохраняется нац. основа музыки. Творчество Ч. оказало большое влияние на совр. мекс. композиторов. Опера Панфило и Лауретта (1957, Нью-Йорк); балеты - Новый огонь (1921; 2-я ред. 1928, Мехико), Четыре солнца (1926, пост. 1930, там же), Лошадиные силы (1927), Дочь Колхиды (1944);для орк. - 7 симф. (1933 - 61; 2-я - Индейская, 1936), Республиканская увертюра (1935); произв. для оркестра нар. мекс. инстр.; концерты для инстр. с орк.; кам. -инстр. ансамбли; пьесы для фп.; хоры с орк.; хоры a cappella; романсы.
Шохмаи Г., К. Чавес, "СМ", 1973, № 1; Доценко В. Р., К. Чавес, в сб.: Музыка стран Лат. Америки, М., 1983.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь