на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧИЛИ МУЗЫКА. Включает индейскую и креольскую музыку (см. Латиноамериканская музыка). Древнюю муз. культуру сохраняют чил. индейцы арауканы. Разнообразны их сольные и коллективные песни и танцы. Среди муз. инструментов арауканов: барабан культрун, духовые - трутрука, лолкинь. Характерные для нар. креольской музыки песенные и песенно-танц. жанры - тонада, самакуэка (чаще - куэка), рефалоса, куандо. Осн. муз. инструменты - гитара, арфа, а также гитаррон. Проф. муз. искусство Чили начало развиваться в годы борьбы за независимость (1810 - 18) и провозглашения республики. В 19 в. были созданы в Сантьяго филармонич. общество (1827), первая в стране муз. школа (1849, с 1851 - консерватория), Муниципальный театр ("Театро мунисипаль", 1857), а также муз. общества и оркестры в др. городах. Существ. роль в муз. жизни страны принадлежала иностр. музыкантам. Среди чил. композиторов 19 в.: М. Роблес (автор первой нац. патрио-тич. песни), Э. Ортис де Сарате (автор первой чил. оперы - "Цветочница из Лугано", 1895). В 1-й пол. 20 в. сформировались 2 направления в чил. комп. школе: сторонники нац. стиля, разрабатывающие в своих произв. креольский и арауканский фольклор, - П. У. Альенде Сарон, К. Исамитт, К. Лавин, и музыканты европ. ориентации, творчество которых сложилось в русле европ. муз. течений (. импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм), - Э. Соро, Д. Санта-Крус Вильсон, А. Летельер Льона, а также X. Оррего Салас, Г. Бесерра Шмидт. Музыку европ. авангардистов пропагандировала группа "Тонус" (осн. в 1952 венгром Э. Эйтлером, голландцем Ф. Фокке). Среди музыкантов-исполнителей: дирижёр - А. Карвахаль; пианисты - К. Аррау, Ф. Герра, X. Рейес; скрипач - П. д'Андурайн; фольклористы и исполнительницы нар. песен - В. Парра, М. Лойола. В 1960-х гг. в стране развернулось муз. движение "Новая песня", среди представителей которого - В. Хара, А. и И. Парра, С. Ортега. В годы господства военной хунты (1973 - 89) мн. деятели муз. культуры покинули страну. В Сантьяго функционируют (1988): Симфонический (1941) и Муниципальный (1955) оркестры; "Театро мунисипаль", Нац. балет (1945; до 1957 - Нац. труппа при Чил. университете), Муниципальный балет (1959); хоры "Орфеон", Чил. университета, Католич. университета, струн. Квартет Сантьяго (1954), разл. фольклорные коллективы (некоторые из них выступали в СССР); Нац. конс., Ин-т распространения муз. культуры при Чил. унте (1940), ф-т муз. искусства и музыковедения Чил. университета. Издаётся муз. журн. "Revista Musical Chilena" (с 1945).
Пичугин П., Музыка Чили, "МЖ", 1967, № 23; Культура Чили. [Сб. ст. ], М., 1968; Муз. культура стран Лат. Америки. [Сб. ст.),М., 1974; Музыка стран Лат. Америки. [Сб. ст. ], М., 1983; Pereira S a l a s В., Hisloria de la musica en Chile, Santiago de Chile, 1957.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь