на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio, род. падеж expressionis - выражение) - направление в европейском искусстве и литературе 1-й четв. 20 в. В Э. отразилось трагич. мироощущение европ. интеллигенции в преддверии 1-й мировой войны 1914 - 18, в воен. и послевоен. годы. Э. стал одной из форм индивидуалистич. бунта против абсурдности совр. мира, позитивного выхода из которой художник не видел. Отсюда резко критич. отношение экспрессионистов к идеалам классич. и романтич. искусства, которые перед лицом реального социального зла воспринимались как благодушные иллюзии. В центре внимания искусства Э. оказываются болезненные, иррациональные состояния души, порождённые страхом и отчаянием. Беспощадный показ негативных сторон действительности, гуманистич. идея сострадания к "униженным и оскорблённым" внесли в искусство Э. остро обличительную струю ("Воццек" Берга). Э. наиб. ярко представлен в искусстве и литературе Австрии и Германии (художники О. Кокошка, М. Бекман, Ж. Грос и др.; писатели И. Бехер, Л. Франк, драматурги Э. Толлер, Г. Кайзер и др.). В музыке чертами Э. были отмечены некоторые позднеромантич. произв. (последние симфонии Г. Малера, оперы "Саломея" и "Электра" Р. Штрауса); полное и законч. выражение муз. Э. нашёл в творчестве А. Шёнберга ("Лунный Пьеро", оперы "Ожидание", "Счастливая рука", пьесы ор. 11, 16, 19), А. Берга (все соч.) и их последователей (см. Новая венская школа). Экспрессионистским муз. соч. обычно свойственны отказ от мажора и минора (см. Атональность, Додекафония), разорванность мелодики, предельная диссонантность гармонии, в вок. партии - полупение-полуговор (Sprechstimme). Крайняя напряжённость эмоц. строя обнаруживается в предельно заострённых контрастах настроений - от сгущённо-мрачных, бредовых до инфантильно-просветлённых. Лирика предстаёт в музыке Э. либо в огрублённо-гротескном виде, либо связывается со смутными видениями нервно-взвинченной психики. Черты Э. проникли в разл. нац. школы (напр., в творчество Б. Бартока). Во время 2-й мировой войны 1939 - 45 и после неё мн. соч., близкие Э. по стилистике, имели антифаш. направленность ("Уцелевший из Варшавы" Шёнберга).
Экспрессионизм. Сб. статей, П. - М., 1923; Экспрессионизм. Сб. статей, М., 1966; Друскин М., Австр. экспрессионизм, в его кн.: О зап. -европ. музыке XX в., М., 1973; Конен В. Д., О муз. экспрессионизме, в её кн.; Этюды о заруб. музыке, 2М., 1975; Музыка XX.. Очерки, ч. 1, ки. 1, М., 1976; ч. 2, кн. -С, М., 1984; Adorno Т h., Philosophic der neuen Musik, Tub., 1949; Stuckensсhmid t Н. Н., Was ist musikalische Expressionismus?, "Melos", 1969, Jahrg. 36, H. 1; Dube W. - D., The expressionists, L., 1972. Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь