на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭНГАРМОНИЗМ (от греч. evacfi6vios - согласный, созвучный, стройный) - совпадение по высоте разл. по написанию звуков (напр., c=his), интервалов, аккордов (h-d-f-as = h-d-f-gis = h-d-eis-gis), тональностей (es-moll = dis-moll). Явление и понятие Э. сложились по мере распространения темперации (особенно равномерной). Различают 2 типа Э. - пассивный (иная запись звуков без изменения их функционального значения, напр, в целях удобства чтения нот; см. Э. отклонений в es = dis, Des "ж Cis, As = Cis в Песне Варлаама fismoll из "Бориса Годунова") и активный (напр., Э. аккорда a-cis-e-g = a-cis-disis-fisis при отклонении D-Cis в Гавоте "Классич. симфонии" Прокофьева), последний является средством энгармонич. модуляции (напр., при введении побочной темы в "Ромео и Джульетте" Чайковского). Особенно важна роль энгармонич. равенства в 12-тоновой музыке 20 в. (см. Додекафония).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь