на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭТЮД (от франц. etude - букв. учение, изучение) - инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технич. навыков игры на инструменте. Развитие жанра связано прежде всего с расцветом в нач. 19 в. виртуозного исполнительства на фп. (Э. для фп. И. Б. Крамера, М. Клементи, М. Шимановской, И. Мошелеса, К. Черни). Позднее появляются Э. для скр. (Р. Крейцера, П. Роде), для влч. (Д. Поппера) и др. инструментов. У композиторов-романтиков (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс н. др.) Э. становится художественно значит. произв., трактованным либо как яркая кон ц. пьеса, либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем в творчестве русских (А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского), сов. (С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. П. Ракова, Д. Д. Кабалевского и др.) и заруб. композиторов (К. Дебюсси, О. Мессиана, Б. Бартока, К. Шимановского и др.) Э., развивая определ. исполнит. навык, сохраняет значение художеств. сочинения.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь