на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЮЖНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА. Муз. культура Юж. Африки включает музыку гос-в Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, ЮАР. наиб. архаич. пласт муз. культуры Юж. Африки - музыка бушменов и готтентотов (к нач. 2-го тыс. до н. э. были вытеснены в р-н пустыни Калахари пришедшими с С. -В. племенами банту). Нек-рые магич. обряды содержат образцы их музыки, напр, муз. -танц. действа в охотничьих ритуалах, отражающие анимистич. верования бушменов - танцы "Слон", "Жираф", "Антилопа" и др. (появление песен, танцев связывалось с персонажем мифологии мн. бушменских племён - Цагном). Характерно преобладание вок. музыки. В пении, обычно многоголосном, применяется йодлирование (объясняется спецификой произнесения щёлкающих звуков в языках койсанской группы). Типичны трихордовые, тетрахордовые, пентатонич. ладовые образования. Зачастую пение сопровождается игрой на ударных инструментах (ручные тарелочки, реже - барабаны). В инстр. музыке используется инструмент, совмещающий признаки струнных и духовых, - гора (его разновидности - лесиба, квази и др.). Мн. муз. традиции народов банту восходят к культуре ср. -век. гос-в юго-вост. побережья. В обществ. жизни гос-ва Мономотапа (его расцвет - 14 - 15 вв.) существ, роль принадлежала придв. музыкантам, пользовавшимся привилегиров. положением (напр., право видеть правителя, подвергать осуждению в песенной форме некоторые его поступки), в т. ч. шутам - маромбе. Поныне бытуют многочнсл. ритуалы и обряды, где музыке отведена одна из ведущих ролей, напр. инициация, свадьба, похороны (на послепохоронных церемониях помимо песен исполняются и танцы), обряд культов сил природы, предков. Среди многочисл. муз. традиций народов банту Юж. Африки выделяются традиции сото, венда, шока. У сото различаются 2 осн. вок. стиля: ка маото - пение, сопровождающее танец, и движения, изображающие трудовые процессы; хо энгое - пение без движений. Для первой группы характерны многократное повторение определ. попевок, респонсорная перекличка солиста и хора. В этой группе выделяются: мокхибо - групповой танец женщин, мокоротло - воинственный муж. танец, описывающий судьбу павших в бою воинов. Ко второй группе принадлежат ликома (тайные учебные песни, разучиваемые при подготовке мальчиков к инициации), включающие историч. песни о прошлом и настоящем народа, о разл. обычаях, а также колыбельные, заклинания дождя (тхапело), похоронные жен. плачи (колиэамалла), некоторые песни традиц. верований и культов. Для традиц. музыки венда характерна сложная система муз. жанров, форм. Существ, плас их музыки - детские и юношеские песни-танцы тишканганга, гивха, виса и др. (не связаны с к. -л. обрядами, являются своеобразной игрой, состязанием). Сложная метроритмич. структура отличает песенно-танц. жанры тшигомбела, тшикона, домба и др. В муз. искусстве шона преобладает коллективное исполнение (хоры, инстр. ансамбли). Характерны диатонич. лады, преим. нисходящее движение мелодии. Разнообразна ритмика песен, часто возникает полиритмия (напр., при наложении партии ведущего на партию хора, ритмически отличных друг от друга). Своеобразны хор. песни народа матабеле. У некоторых народов встречается пение параллельными квартами, квинтами, реже (у макуа, маконде) - терциями. Типично пронзительное и резкое звучание голосов. Музыка жителей Ю. -В. побережья отмечена большим влиянием араб. муз. культуры, что выразилось в распространении араб. муз. инструментов (скрипка, тамбурин, дайра), в обращении к характерным приёмам араб. вок. музыки (орнаментирование, специфич. тембровые эффекты). В муз. инструментарии Юж. Африки многочисл. группу составляют ударные. Главенствующая роль среди них принадлежит ксилофонам (насчитывается более 50 разновидностей), сходство которых с индонезийскими свидетельствует о контактах народов Юж. Африки и Юго-Вост. Азии. Сложился зимбабвийско-мозамбикский стиль ксилофонных ансамблей. Выделяются 4 ксилофонных традиции, именуемые по назв. инструментов, используемых в ансамблях: тимбила у народов чопи, мухамби - у тсва, валимба - у манганджа, куабо, барви н др., мангвило и димбила - у макуа, маконде (традиция тимбила связана с танцем мгодо и зачастую имеет его название). Ансамбли различаются количеством (от 3 в мухамби до 30 в тимбила) и расположением (напротив друг друга - в мангвило, рядом - в валимба) музыкантов, настройкой инструментов, приёмами игры на них, сочетанием с др. инструментами (напр., с барабанами в валимба.). Обычно на ксилофонах играют потомств. музыканты, мужчины. Наряду с ксилофонами широко распространена мбира - ламеллафон (щипковый идиофон)с разл. количеством клавиш-пластин (до 30). В муз. практике наиб. известны её 4 осн. разновидности - мбира дза вадзиму, нджари, мбира дэавандоу, калимба. Каждый из видов используется в определ. церемониях, обрядах (напр., первый - в обряде в честь духов предков), предполагает точно установленное количество исполнителей. В Ю. А. м. барабанам принадлежит довольно скромная роль. У некоторых народов они используются только в очень важных ритуалах (считаются "священными", хранятся у вождей). Преобладают одномембранные барабаны - моропа и др.; в совр. практике возросла роль барабанов с 2 мембранами. В некоторых стилях барабаны стали ведущими инструментами, напр. в стиле ликхуба (ансамбль включает 10 барабанов). В ансамблях существенна роль погремушек, трещоток, колокольчиков (прикреплённые к лодыжкам, к поясу, эти инструменты во время танца создают ритмич. фон). Среди дух. инструментов - рога, трубы (из тыквы, рогов животных, бивней слонов), костяные и дерев, свистки, бамбуковые и тростниковые флейты, в т. ч. дитлан. С проникновением в Юж. Африку европейцев (15 - 18 вв.) начали складываться муз. традиции белого населения (это относится гл. обр. к ЮАР), специфика которых во многом обусловлена социальным укладом (фермерские хозяйства): основу составляют сельские песни, баллады и др. вок. жанры. Большое значение имело взаимодействие европ. и афр. музыки, в т. ч. зап. -европ. церковной и афр. традиционной (одна из характерных форм - духовные песнопения негроа - спиричуэлы). Широко распространились европ. муз. инструменты (включаются даже в состав традиц. ансамблей). Происходит становление гор. муз. культуры. Утвердилась конц. практика (исполнение кам. и симф. музыки: в 1911 состоялось первое публичное выступление симф. оркестра, сформированного из музыкантов полкового бэнда г. Кейптаун), большое место заняло любительское музицирование. Прогрессу муз. жизни способствовала деятельность в ЮАР брит. музыкантов У. Г. Белла, Э. Чизема, А. Коутса. Постоянными становятся оперные спектакли местных и гастролирующих заруб. трупп. В 1893 в Кейптауне был открыт оперный театр. Воздействие на Ю. А. м. популярной зап. -европ. музыки привело к модернизации традиц. афр. песенных жанров, к возникновению в 1930 - 50-х гг. таких стилей, как квела, мбубе, джайв и др. (среди сочинявших в этих стилях - композиторы из ЮАР Р. Калуза, Э. Сонгонга). Гор. музыка испытала также влияние сев. -амер. блюза, джаза, пения в стиле "госпел", музыки "кантри" (известность завоевали хор. группы "Совр. звёзды", "Зулусские чемпионы", "Вечерние птицы"; певец Дж. Нгобени, певица Сьюзи и др.). В 1940 - 1950-х гг., прежде всего в ЮАР, складывается комп. школа, среди представителей которой - Г. Фаган, П. Рейнир, А. ван Вик, Дж. П. Моханелоа. значит. успехов достиг муз. театр. Его развитию способствовали Театр, компания банту (осн. в 1953 в Кейптауне), Нац. театр, орг-ция в Претории, Школа музыки и драмы при Союзе артистов Юж. Африки (в Йоханнесбурге). В 1959 пост, джазовая опера "Кинг Конг" Т. Матчикизы. Популярность завоевали муз. -театр. спектакли Г. Скосана ("Юноша с разбитым сердцем"), Б. Лешоая ("Ночь сменяется рассветом"). В спектаклях участвовали известные певцы - Дж. Моготи, Н. Мдлендле, М. Макеба, Б. Сонхлахло, Т. Кумало и др. В регионе с нач. 20 в. созданы муз. уч. заведения - Юж. -афр. конс. (1905) и Юж. -афр. муз. колледж (1912, с 1923 - муз. ф-т университета) в Кейптауне. Муз. ф-ты существуют также в университетах Претории, Катала, Порт-Элизабет, Витватерсрандском (Йоханнесбург) в ЮАР, в университете Габороне в Ботсване, функционируют муз. колледжи, в т. ч. в Хараре (Зимбабве). Наряду с университетами изучением традиц. музыки региона занимаются Об-во афр. музыки (осн. в 1948 8 Кейптауне по инициативе X. Трейси), Междунар. б-ка афр. музыки (осн. а 1953 в Йоханнесбурге), Об-во по делам искусств Зимбабве и др. Среди исследователей традиц. музыки - музыковеды X. и А. Трейси, П. Кёрби (ЮАР) и др. В организации муз. жизни большая роль принадлежит Советам по делам искусств и муз. обществам в крупных городах ЮАР, в Зимбабве и др. странах. Завоевание независимости рядом гос-в региона (Нар. Республика Мозамбик, 1975; Республика Зимбабве, 1980; Королевство Лесото, 1966, и др.) благотворно сказалось на поднятии уровня муз. культуры Юж. Африки.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь