на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877 - 1942) - советский музыковед, педагог, пианист, композитор, обществ. деятель. Д-р искусстведения (1941). Ученик С. И. Танеева (композиция), Н. Е. Шишкина (фп.). Участвовал в организации Народной консерватории (1906) и "Музыкальных выставок" (1907) в Москве. С 1906 выступал как пианист-солист и ансамблист. В 1921 - 31 действит. чл. ГАХНа. В 1922 - 1930 пред. Муз. отдела Наркомпроса РСФСР. С 1916 проф. Киевской конс., с 1918 также Муз. -драм. института им. Н. В. Лысенко, с 1917 директор Киевской нар. конс. С 1938 проф. Моск. конс. Среди учеников: А. А. Альшванг, Г. Г. Верёвка, М. И. Веряковский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, М. С. Пекелис, С. В. Протопопов, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман.
Многогранной деятельности Я. свойственно органичное слияние неуч. изысканий и практич. пед. и организац. работы. Сыграл большую роль в деле муз. просвещения и образования, в конц. жизии Москвы и Киева. Один из крупнейших муз. теоретиков, создатель теории лобового ритма, Я. внёс существ. вклад в разработку теории лада (расширил трактовку ладовой функциональности, соотношения устойчивости и неустойчивости, сопряжения и т. п.), актуальной в условиях, когда с появлением атонализма отрицалось ладовое мышление. Заложил также основы учения об интонации. Обосновал и ввёл ряд терминов, утвердившихся в музыковедении. Нек-рые положения теории Я. небесспорны. Занимался также исследованием закономерностей взаимодействия слова и музыки, историей исполнит. стилей. Автор муз. произведений.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь