на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АБХАЗСКАЯ МУЗЫКА. До Окт. революции 1917 А. м. существовала как музыка устной традиции. Муз. фольклор сохранил древнейшие образцы песен, танцев и инстр. наигрышей. Осн. песенные жанры: трудовые, обрядовые, семейно-бытовые, историко-героические. Важное место занимает нартский эпос, бытующий также у мн. др. кавказских народов. Распространено коллективное муж. пение. Жен. хор. пение в прошлом было ограничено спец. жанрами. Для трудовых и обрядовых песен характерны, в частности, антифонные переклички групп хора. Древнейшие песни содержат образцы гетерофонии, встречаются также и одногол. песни. В основе нар. многоголосия лежит 2-голосие (встречаются 3-4-гол. песни), которое состоит из верхнего сольного голоса и хор. сопровождающего бурдона. Осн. композиционным стержнем песен, связанных с танцем, служит мелодико-ритмич. остинато. Распространены также двухчастные композиции, в которых за песней импровизац. склада следует моторная песня-танец с хлопками в ладоши. Песня о Меджите Ашуба. М. в своей основе диатонична (см. Диатоника). Встречается ладовая переменность. Пение, как правило, сопровождается игрой на муз. инстр. Среди традиц. инстр.: струнно-смычковые - апхьярца (см. Апхерца); струнно-щипковые - аюмаа, ахымаа; духовые - ачарпын, абыкъ; ударные - адаул; самозвучащие - акапькап (трещотка). Среди др. инстр.: амырзакан (т.н. азиатская гармоника), аинкьяга (трещотка), ачамгур и апандур (заимствованные из груз. нар. инструментария, соответствуют чонгури и пандури). Среди нар. музыкантов 19-20 вв. - Ж. Ачба, К. Аристаа, Д. Пачулиа. Собирание и запись муз. фольклора начались с кон. 1920-х гг. Первые записи нар. песен были сделаны К. В. Ковачем, К. Ф. Дзидзария. Абх. нар. музыку собирали и изучали груз. комп. Д. И. Аракишвили, А. М. Баланчивадзе, музыковеды В. В. Ахобадзе, Г. З. Чхиквадзе, Д.Н. Шведов, Ш. М. Мшвелидзе, И. М. Хашба, И. Е. Кортуа и др. В своём творчестве абх. муз. фольклор использовали А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, О. В. Тактакишвили, Д. Н. Шведов, С. Ф. Цинцадзе и др. Формирование проф. муз. культуры относится к 1930-м гг. В 1923 создан этнографич. хор (с 1931 - Гос. этнография, ансамбль). В 1930 открыты муз. техникум в Сухуми (ныне муз. училище) и муз. школа при нём. Созданы произв. крупных форм, среди них - опера "Совесть" Шведова, оратория "Герои Кияраза", кантата "Апены" Чичбы, кантата "Партия" Гумбы, симф. поэма "300 арагвинцев", симф. "Песнь о скале" Берикашвили, увертюра "Дмитрий Гулиа" Чепелянского; песни (К. А. Ченгелия, Т. Т. Аджацуа), обработки нар. песен для голоса и хора, симф. миниатюры М. Т. Берикашвили, А. Ч. Чичбы, В. К. Чкадуа. В Абхазии работают (1988): филармония (1941), симф. орк. (1969), хор. капелла (1969), Дом нар. творчества (1936), Ансамбль песни и танца Абхазии (1931), ансамбль долгожителей "Нартаа" (1949), муз. училище (1930), СК Абх. АССР (1971).
Ковач К. В., Песни коморских абхазцев, Сухуми, 1930; Ахобадзе В., Кортуа И., Абх. песни, М., 1957: Хашба И., Абх. нар. муз. инстр., Сухуми, 1967; её же. Рост муз. культуры абхазов за годы Сов. власти, в сб.: Под знаменем Октября, Сухуми, 1968; Хашба М. М., Трудовые и обрядовые песни абхазов, Сухуми, 1977; её же. Жанры абх. нар. песни, Сухуми, 1983, 1985; Судакова О., Традиционное хор. пение в проф. коллективах Абхазии, в сб.: Нар. музыка СССР и современность. Л., 1982. О. М. Судакова, М. М. Хашба.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь