на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АВАРСКАЯ МУЗЫКА. Вок. и инстр. творчество аварцев отличается яркой самобытностью при наличии мн. локальных "диалектных" стилей. Преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространён 2- и 3-дольный метр. Один из характерных размеров - 6/8; встречаются сложные и смешанные размеры. Специфич. жанр аварских муж. эпико-героич. песен (кьалул кучIдул) отличается трёхчастной структурой мелодии, в которой крайние части выполняют роль вступления и заключения, а в средней (речитативного склада) излагается осн. содержание поэтич. текста. Типичный жен. жанр - лирич. песня (рокьул кечI). Для жен. манеры вок. исп. характерна "горловое" пение. Преобладает сольное пение с инстр. сопр.; встречаются также унисонное ансамблевое (жен. дуэт) и хор. (муж.) пение с эпизодич. бурдонным 2-голосием, в старинных лирич. песнях - диалогическая манера пения. Маршевые и танц. мелодии исп. как самостоят. произв. Среди инстр.: струнные - тамур, или пандур (щипковый), и чагана (смычковый); духовые - лалу (с одинарным язычком) и лалаби (парный язычковый); ударные - саргас (большой медный таз, типа гонга), кали (односторонний барабан С деревянной мембраной) и черхер (погремушка типа систра). Широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Жен. пение часто сопровождается бубном. Традиц. инстр. ансамбль - зурна и барабан. Носители песенного творчества аварцев в прошлом - ашуги (шаэр, кочьохан). Среди мастеров нац. песенного искусства Аварии кон. 19 - нач. 20 вв. - певицы Анхил Марин, Лишат Араканская, певцы Омар Арашев из Игали, Магомед Абасил из Чирката. Первые записи нар. А. м. были сделаны во 2-й пол. 19 в. рус. певицей Л. И. Кармалиной. Первые публикации аварского муз. фольклора принадлежат Г. А. Гасанову (использовал нар. мелодии в своих произв.). К А. м. обращались также С. А. Агабабов, Н. С. Дагиров, Ш. Р. Чалаев. Среди нац. композиторов-мелодистов - Ахмед Цурмилов. Среди исполнителей нар. А. м.: П. Нуцалова, М. Гасанова, М. Дибиром, Д. Асадулаев, Р. Магомедов.
Гасанов Г., Джемалов М., Мотивы дагестанского танца, Махачкала, 1927; [Гасанов Г.]. Аварские песни, в кн. Дагестанские нар. песни, М., 1959; его же, Песни аварцев, в кн.: Традиция в современность, Махачкала, 1977. М. А. Якубов. Героическая песня. Запись Г. Гасанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь