на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АВСТРИИ МУЗЫКА. К нач. н. э. на территории совр. Австрии основной была культура кельтов. В 1 в. до н. э. - 5 в. н. э. господство Рима принесло эллинистич. влияния (в т. ч. распространение римской гор. культуры). Начиная со 2-й пол. 6 в., когда в Зап. Австрии обосновались герм., а в центр. и вост. части - слав. племена, до кон. 19 в. А. м. развивалась по пути объединения мн. нац. традиций (австр., словен., хорв., серб., моравск., чеш., венг., цыг., рум., укр., нем., итал. и др.). Австр. муз. фольклор родствен фольклору соседних альпийских обл. Швейцарии, Баварии, Сев. Италии. Наиб. древние из известных форм фольклора - пастушеские йодли, многогол. имитационные песни, речитативные песни-притчи (т. н. шпрухи). В 19 в. в крестьянском и гор. быту были распространены нар. песни и танцы, хор. и инстр. музицирование, в некоторых областях сохранилась старая муз.-театр. культура (уличный, ярмарочный театр, литургическая драма). Центрами австр. проф. муз. культуры в 8-12 вв. служили монастыри, имевшие школы певчих и органистов (один из первых - св. Петра в Зальцбурге, с 1237 школа при соборе св. Стефана в Вене). В монастырях разрабатывалась муз. теория (ок. 1300 аббат Энгельберт из монастыря Адмонт в Верх. Австрии составил трактат "De musica" - свод муз.-теоретич. знаний своего времени). Постепенно обучение музыке перемещалось в гор. школы и университеты. Приблизительно с 1156 начали складываться традиции придв. музицирования. Большую роль в развитии ср.-век. поэзии и музыки сыграли шпильманы, из которых в дальнейшем сформировались придв. капелла и цех гор. музыкантов. В сер. 12 вв. развивается придв. искусство миннезингеров. Произв. миннезанга сохранились в Кольмарском песеннике. Певческой книге А. Пушмана, Мюнстерских фрагментах (14-15 вв.). Первый из известных крупных композиторов Австрии - Герман. монах из Зальцбурга (соч. сохранились в Венско-Мондзейской рукоп., ок. 1400, Лохамском песеннике, 15 в.). В эпоху Возрождения центрами проф. муз. искусства стали придв. капеллы. В 1498 осн. Венская придв. капелла (существовала до 1520, затем в 1526-1918), капеллы в Зальцбурге, Инсбруке и Граце, которые состояли из представителей разл. нац. традиций (Венской капеллой рук. словенец Ю. Слатконя, чл. капеллы были нидерландец Х. Изах, нем.-швейц. комп. Л. Зенфль). Большую роль в развитии австр. полифонич. музыки сыграли Арнольд фон Брук, Г. Финк, П. Хофхаймер. В Вене, Зальцбурге, Граце развивалось нотопечатание (1-й образец - 1511); вышел один из первых сб. для бытового музицирования (Schmeltzl W., Guter seltzamer und kunstreicher teutscher Gesang, Nurnberg, 1544). В 17 в. начинает развиваться австр. муз. театр. В 1620 открылся театр Венской коллегии иезуитов; музыку к его спектаклям писали К. Керль, Ф. Т. Рихтер и др. Муз.-драм. постановки театра, т. н. кайзершпили, предшествовали первым оперным спектаклям, которые ставились в Хельбрунне (театр под открытым небом) и в театре бенедиктинского университета в Зальцбурге. 17 в. в Австрии отмечен господством итал. музыки; в середине века была сформирована итал. придв. оперная труппа, одна из первых пост. которой - "Ариадна, покинутая Тезеем" Ф. Бонакосси (1641, Вена); ставились оперы Ф. Кавалли, М. А. Чести, К. Монтеверди. В 1708 в Вене был построен новый придв. театр, где вместе с итал. выступали австр. певцы, ставились оперы австр. комп. И. И. Фукса (с 1715 рук. придв. капеллы). В творчестве австрийский композиторов барокко Г. И. Ф. Бибера н Г. Муффата впервые проявилась нац. специфика.
В сер. 18 в. музыка в культурной жизни Австрии приобрела ведущую роль. Открывались аристократич. домашние театры и капеллы, театры в предместьях Вены (в т.ч. Леопольдштадттеатр, вен. в 1781), конц. объединения. Распространилась развлекат. инстр. музыка - дивертисменты, серенады. Муз. центром Вены в эпоху Просвещения стал Бургтеатр (осн. в. 1741), где устраивались симф. концерты (академии), драм, и оперные спектакли. С 1712 в Кернтнертортеатре (осн. в 1709) ставились спектакли венской муз. комедии, рук. которых был И. Страницкий, один из основоположников нац. комич. оперы - австр. зингшпиля. Зингшпиль утвердился позднее на сцене Бурттеатра (с 1776 Придв. и нац. театр), особенно после создания в 1778 придв. австр. оперной труппы, которая открыла сезон зингшпклем "Горнорабочие" Умлауфа. Лучшие образцы жанра - в творчестве К. Диттерсдорфа, П. Враняцкого, В. Мюллера, И. Шенка, И. Гайдна, вершина - "Волшебная флейта" Моцарта (1791). В 1772 под рук. придв. капельмейстера Ф. Гасмана сформировалось первое в Австрии объединение проф. музыкантов (Musikalische Sozietat der Witwen und Waisen), проводившее публичные концерты. В 1781 организованы "Любительские концерты", в которых принимал участие В. А. Моцарт.
В 1730-80 в Вене работали представители т.н. предклассической (ранней или старой венской) школы - Г. Муффат, Г. К. Вагензейль, М. Монн, И. Г. Ройтер и др. Наряду с мангеймской школой они были непосредственными предшественниками венской классической школы, которая сформировалась во 2-й пол. 18 в. Видный предст. муз. классицизма К. В. Глюк был близок исканиям венских классиков (Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена), Создателем классич. инстр. стиля был Гайдн, в соч. которого утвердились 4-частный сонатно-симф. цикл, исполнит. состав, тип тематизма (Лондонские симф., струн. квартеты, фп. сонаты и др.). Классич. тип симфонии, кам.-инстр. ансамбля, инстр. концерта, сонаты получает развитие у Моцарта (симф. Es-dur, g-moll, C-dur - все 1788, и др.). Творчество Бетховена, обогатившего достижения Гайдна и Моцарта в симфониях, квартетах, инстр. концертах, сонатах, переросло рамки венской классич. школы н стало одной из основ развития европ. музыки 19 в. Оперы Моцарта - "Свадьба Фигаро" (1786) и "Дон Жуан" (1787) - произв. новых типов, свободные от условностей традиц. жанров опера-буффа и опера-сериа. Развитие богатой традиции австр. духовной музыки достигло кульминации в Реквиеме и мессе c-moll Моцарта.
В нач. 19 в. в Австрии совершился переход от придв.-аристократич. форм культивирования музыки к демократически-бюргерским. В 1812 осн. Об-во друзей музыки, в 1817- Венская конс. при нём, в 1818 - Гор. конс. в Инсбруке, в 1815 - Муз. общество в Граце, ряд кокц. организаций, муз. издательств. В Вене выступали выдающиеся скрипачи И. Шуппанциг, И. Бём, пианист С. Тальберг, певцы Г. Зонтаг, И. М. Фогль. Развивалось бытовое музицирование (см., напр., Лидертафель), появились танц. (бальные и садовые) оркестры. Популярными авторами танц. музыки, гл. обр. венского вальса, были И. Лайнер, И. Штраус-отец. И. Штраус-сын. С процессом демократизации австр. муз. культуры тесно связано направление муз. романтизма. Одна из его важнейших тенденций - повышенный интерес к нар.-нац. традициям (с 1819 началось активное собирание фольклора). Этой тенденции во многом обязана своим возникновением австро-нем. романтич. песня - Lied, мастером которой был Ф. Шуберт. Характерные образцы раннего романтич. симфонизма - его "Неоконченная симфония" (1822) и симф. C-dur (1828). Сочетание стилистич. черт классицизма и романтизма характерно для мн. композиторов 2-й пол. 19 в., а т. ч. для И. Брамса, А. Брукнера. Вслед за Брукнером в кон. 19 в. виднейшим симфонистом выступил Г. Малер, новатор симф. жанра (симфонии; "Песнь о земле", 1408), последний значит. представитель австро-нем. романтизма. Новым этапом в развитии австро-нем. песни стало творчество Х. Вольфа. В последней трети 19 в. на основе богатой традиции австр. развлекательной музыки рождается венская оперетта, классич. образцы которой - "Прекрасная Галатея" Ф. Зуппе (1865), "Летучая мышь" И. Штрауса-сына (1874), в дальнейшем - "Сильва" И. Кальмана (1915). В сер. 19 в. началось возрождение Зальцбурга как второго, наряду с Веной, муз. центра Австрии: в 1841 был открыт Моцартеум. В Вене в 1842 учреждены Филармонич. общество и Филармонич. орк., в 1858 - Певческая академия. Во 2-й пол. 19 в. выступили видные теоретики А. В. Амброс и Г. Адлер, основатели муз.-теоретич. науки в странах нем. языка. В 1808 Адлер осн. Институт музыковедения при Венском университете. в 1894-1938 рук. изданием памятников А. м. (DTO). На рубеже 19-20 вв. прогрессивная тенденция к сохранению австр. нац. культурных традиций столкнулась с пангерманизмом, оказавшим негативное влияние на развитие А. м. Большим вкладом в развитие австр. муз. культуры было в то же время рук. Г. Малером Венской придв. оперой в 1897-1907 (с 1918 Венская гос. опера). В 1919-24 её рук. был Р. Штраус; состоялись премьеры мн. значит совр. опер, в т. ч. его собственных. В 1922 в Зальцбурге осн. Международное общество современной музыки. В период 2-й мировой войны 1939-45 мн. музыканты покинули страну. Крупнейшие австрийский композиторы 20 в. - А. Шёнберг и А. Берг во многом связаны с экспрессионизмом. Вместе с А. Веберном они представляют новую венскую школу, которая оказала сильнейшее влияние на развитие мирового муз. искусства 20 в. А. м., находившаяся в упадке в 30-х - нач. 40-х гг., начала возрождаться после 1945. А. м. включает разл. направления, среди которых неоклассицизм (Э. Титтель, А. Уль), необарокко (И. Н. Давид), неофольклоризм (В. Келлер). Последователи новой венской школы - Э. Веллес, Х. Э. Апостель, Х. Елинек и др.; некоторые из них, напр. Э. Кшенек, стали представителями муз. авангардизма. Авторы значит. оперетт - Р. Штольц, Н. Досталь, опер - Г. Эйнем. Среди австрийский музыковедов - Э. Веллес, Э. Шенк, О. Э. Дойч. Австрия сохраняет в 20 в. высокий уровень исполнит. искусства; среди исполнителей - дирижёры К. Бём, Г. Карали; пианисты П. Бадура-Скода, Ф. Гульда, И. Демус; певцы Х. Гюден, А. Дермота, И. Зефрид, К. Людвиг, Э. Шварцкопф, Г. Яновиц. В Вене функционируют Венская гос. опера (1918), театр "Фолькс-опер" (1898), Венский филармония, орк. (1842), муз. издательства (в т. ч. Universal Edition, 1901). Издаётся ряд муз. журн. (в т. ч. "ÖMz"), работают муз. общества, в т.ч. австр. СК (осн. в 1913). Среди учебных заведений Австрии: академии (высшие школы) музыки и сценич. искусства в Вене (быв. Венская конс.; назв. с 1908), Граце (1963), Зальцбурге (осн. в 1914 как конс. Моцартеум; назв. с 1971), конс. в Клагенфурте (1931), Гор. конс. в Вене (1938). В Вене, Зальцбурге, Брегенце проводятся междунар. конкурсы и муз. фестивали.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

ТАТСКАЯ МУЗЫКА

ТОМОВА-СИНТОВА

ТРИТОНОВЫЙ ЛАД

ТРОИСТИ МУЗЫКЫ

УРУГВАЯ МУЗЫКА

ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ

ФРАНЦИИ МУЗЫКА

ФРЕЙТАШ БРАНКУ

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ

ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ШНОРАЛИ НЕРСЕС

ШРЕЕР-ТКАЧЕНКО

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭНЕЦКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16