на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АГОГИКА (от греч. - веду; в антич. муз. теории - скорость движения, темп) - отклонения реальной длительности звуков и пауз от указанных в нотах соотношений, применяемые в целях выразительности муз. исполнения. В нотной записи, как правило, не фиксируются. Эти отклонения не изменяют значения нот, образующих ритмич. рисунок (в этом смысле они могут считаться "незначительными"), хотя по величине они бывают и очень большими, особенно в музыке романтизма. В отличие от звуковысотных оттенков, агогич. оттенки не ограничены определёнными зонами. Х. Риман, введший термин "А." (1884), считал осн. её принципом увеличение длительности сильных (тяжёлых) моментов (агогич. акцент) за счёт слабых (лёгких). Это отражается и на ритмич. рисунке, который, по теории Римана, является как бы выписанной А. Однако на практике часто удлиняются именно слабые доли (показательно, напр., исполнение А. Н. Скрябиным собств. произв.). См. также Tempo rubato.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь