на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. - слуховой) - наука, изучающая объективные физич. закономерности музыки в связи с её исполнением и восприятием. А. м. исследует высоту, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением слуха музыкального, муз. инструментов и человеческих голосов. В А. м. широко используются данные и методы общей физич. акустики. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиология, акустикой). А.м. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения в инструментовки. Как раздел муз. теории А. м. зародилась в учениях древних философов и музыкантов (Др. Греция, Ср. Азия, Китай и др.). Развитие А. м. связано с именами Пифагора, Конфуция, Аристоксена, Боэция, Ибн Сипы, Рамоса де Парехи, Дж. Царлино, В. Галилеи, М. Мерсенна, А, Веркмейстера, Ж. Севера, Ж. Ф. Рамо, Л. Эйлера,. Э. Хладни, Г. Ома и др. музыкантов и учёных. Важный вклад в А. м. внёс Г. Гельмгольц. В его кн. "Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа Для теории музыки" (пер. с нем., СПБ, 1875) была дана 1-я законч. концепция физиологии звуковысотного слуха, известная под назв. резонансной теории слуха. Многое для развития психофизиологии и акустики слуха сделали в кон. 19- нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Келер. С их исследованиями в А. м. вошло учение о механизмах. отражения разл. объективных сторон звуковых колебаний. Важный этап в развитии А. м. связан с исследованиями Н. А. Гарбузова, который разработал зонную концепцию муз. слуха (см. Зона). Одним из разделов совр. А. м. является акустика певч. голоса (А. Музехольд, Р. Юссон и др.). Акустикой электромузыкальных инструментов в СССР занимаются Л. С. Термен, А. А. Володин и др. Сов. специалисты по А. м., а также музыковеды более широкого профиля (Ю. Н. Тюлин, Л. А. Мазель, С. С. Скребков, О. Е. Сахалтуева, Ю. Н. Рагс, Н. К. Переверзев, Е. В. Назайкинскии и др.) преодолели односторонность взглядов, характерную для учёных прошлого, которые преувеличивали значение физич. особенностей звука в развитии муз. искусства.
Рабинович А. В., Краткий курс муз. акустики, М., 1930; Муз. акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, 2М., 1954; Применение акустич. методов исследования в музыкознании. Сб. статей, М., 1964; Назайкянский В. В., О психологии муз. восприятия, М., 1972. Е. В. Назайкинскии.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь