на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АЛЕАТОРИКА (от лат. alea - игральная кость; жребий, случайность) - метод музыкальной композиции 20 в., предполагающий мобильность (незакреплённость) муз. текста (ткани или формы). Напр., в 3-й фп. сонате П. Булеза (1957) "форманта" II может начинаться с любого из своих 4 разделов и имеет 8 вариантов реализации (abed, abdc, bcda, bdca, cdab, dcab, dabc, cabd); порядок исполнения в каждой из пяти формант (частей сонаты) также может быть различным, как в последование самих формант (А. формы). А. встречается у К. Штокхаузена, Дж. Кейджа и др. предст. авангардизма. Абсолютизация случайности приводит к абстрактной игре звуковыми структурами независимо от какого-либо содержательного замысла. Как частный приём техника А. применяется В. Лютославским (сформулировавшим принцип "ограниченной и контролируемой А."), Э. В. Денисовым, С. М. Слонимским, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедриным и др. При контролируемой А. композитор, во избежание звукового хаоса и собственно "случайности", предусматривает все отвечающие его замыслу варианты звучания.
Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX в., [пер. с чеш.], М., 1976; Денисов Э., Стабильные и мобильные элементы муз. формы и их взаимодействие, в его кн.: Совр. музыка и проблемы эволюции комп. техники, М., 1986. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь