на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АНДСКИХ СТРАН МУЗЫКА. Музыкальная культура Перу, Боливии и Эквадора включает индейскую и креольскую музыку. Территория, на которой расположены эти страны, до испан. завоевания (16в.) входила в состав т. н. инкской империи - гос-ва Тауантинсуйу, что обусловило культурную общность живущих в них индейцев кечуа и аймара. Совр. индейская музыка, восходящая к древней высокоразвитой муз. культуре инков, осн. на строгой системе пентатонных ладов с характерным типом мелодий, постоянными формулами каденций, упорядоченными метрикой и ритмикой, что резко отличает музыку андских народов от музыки др. аборигенов Лат. Америки. Среди песенных и песенно-танц. жанров, распространённых во всех андских странах, - лирич. арави, религ., обрядовые и трудовые песни, коллективный танец с пением уайно (в Эквадоре - под назв. санхуанито), танцы, связанные с тотемизмом, театрализованные танцы-действа (нередко воспроизводят эпизоды из истории) и др. некоторые жанры и формы присущи лишь определённой территории: танцы дансанте, юмбо, абаго распространены только в Эквадоре, древний ритуальный танец чокелас сохранился в Перу, хороводный танец с пением качуа - в Перу и Боливии, инстр. жанры ч'или и чатре бытуют лишь у боливийских аймара. Гл. муз. инструменты андских индейцев - продольные флейты кена и пинкильо, флейта Пана (антара - у кечуа, сику - у аймара), барабаны тинья и уанкар. Креольская музыка андских стран также обладает в целом едиными стилистич. чертами: господство мажоро-минора, преобладание 3-дольного, а также переменного (6/8 + 3/4) метров, пение на 2 голоса параллельными терциями, популярность гитары (с её разновидностями, в т. ч. чаранго в Перу и Боливии) и т. н. креольской арфы (без педалей, в диатонич. строе). В то же время в каждой из андских стран встречаются свои определённые жанры: в Боливии (и отчасти Перу) сохраняются древняя лирич. песня ярави (креольская ярави отлична от индейской арави) и старинный танец-пантомима самакуэка (куэка), а также танцы карнавалито и байлесито; в Перу любимы маринера и тондеро (варианты самакуэки); в Эквадоре распространены альбасо, пасамано, пасильо. Различается креольская музыка высокогорной (Сьерра) и прибрежной (Коста) зон Эквадора и Перу. В Сьерре она более сурова, меланхолична, в ней ощутим индейский элемент. Песни и танцы Косты (где значит. прослойку населения составляют негры и мулаты) обладают афроидными чертами (самый популярный здесь муз. инструмент помимо гитары - маримба). Проф. муз. искусство было связано гл. обр. с церковью. Светская музыка ограничивалась любительским музицированием. С завоеванием независимости (1-я четв. 19 в.) муз. жизнь активизировалась. Среди первых проф. композиторов Перу - X. Б. Альседо, автор Нац. гимна (1821), патриотич. песен, маршей, культовой музыки. Большая роль в муз. жизни Перу на протяжении 19 в. принадлежала итал. музыкантам, в т. ч. А. Болоньези (организовал в Лиме оперную труппу) и братьям К., Р. и Э. Ребальяти (способствовали развитию конц. деятельности в Лиме). Среди основоположников нац. комп. школы Перу - X. М. Валье Риестра, автор первой нац. оперы "Ольянтай" (1900, Лима; 2-я ред. 1920). В 1908 в Лиме осн. Нац. муз. академия. В Эквадоре значит. вклад в развитие муз. искусства в 19 в. внесли А. Сехерс (в 1838 осн. муз. школу в Кито), А. Бальдеон, М. Перес (осн. филармонич. общество "Сайта Сесилия"). В 1870 в Кито создана Нац. конс. (закрыта в 1877, вновь открыта в 1900), первым директором которой был А. Нойман. В Боливии в 1908 открылась консерватория в Ла-Пасе. В нач. 20 в. пробудился интерес к индейскому муз. фольклору (течение индихенизма). В Перу некоторые композиторы использовали индейский муз. фольклор в чистом виде, в то же время Т. Валькарсель, А. Сас Орчасаль, К. Санчес Малага стремились к созданию оригинальной музыки в нац. стиле. В Боливии представители муз. индихенизма - Э. Каба, X. М. Веласко Майдана. В Эквадоре нац. направление, связанное как с индейским, так и с креольским искусством, представляют С. Л. Морено и Л. Сальгадо. Значит. вклад в изучение муз. фольклора андских стран внесли Д. Аломия Роблес, П. Кабальеро, Сас Орчасаль (Перу), А. Гонсалес Браво, Р. Паредес (Боливия), Морено (Эквадор). После 2-й мировой войны в А. с. м. из Европы проникли авангардистские течения. Нац. традиции последовательно развивают А. Гевара Очоа (Перу), комп. и гитарист А. Домингес (Боливия). В Лиме, Ла-Пасе и Кито функционируют консерватории, симф. оркестры, хоры, кам. ансамбли, филармонич. общества и др.
Струйский П. А., Нац. муз. культура, в сб.: Культура Перу, М., 1975; Пичугин П., Муз. культура андских народов, М., 1979; его же, Нар. музыка, в сб.: Культура Эквадора, М., 1985; его же, Нар. музыка, в сб.: Культура Боливии, М., 1986; Rауgadа С., Panorama musical del Peru, в сб.: Boletin iatinoamericano de musica, t. 2, Lima, 1936; Stevenson R., The music of Peru..., Wash., 1960; его жe, Music in Aztec and Inca territory. Berk. - Los Ang., 1968: Diaz Gainza J., Historia musical de Bolivia..., Potosi, 1962; Моrenо S. L., Historia de ta musica en el Ecuador, t. 1, Quito, 1972. П.А. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА

ПОЗНАНЬСКАЯ-РАБЦЕВИЧ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

ПРОМЕТЕЕВСКИЙ АККОРД

ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ

РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16