на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АРИЯ (итал. aria, англ, и франц. air, букв. - воздух) - композиция для солирующего голоса с инстр. сопр. в опере, кантате, оратории, с сер. ISIB. и в оперетте; реже самостоят, произведение. Иногда А. наз. также инстр. пьеса певучего характера (А. из 3-й орк. сюиты И. С. Баха). Термин известен с 15 в. К сер. 17 в. (венецианская школа, К. Монтеверди) наметились характерные для итал. оперной А. типы мелодики (бельканто, колоратура), форма da capo, виды (aria cantabile, di bravura, di carattere), определилась драматургия, функция А. как лирич. центра (в отличие от речитатива). Расцвет - в операх-сериа А. Скарлатти и его ближайших последователей (см. Неаполитанская оперная школа). Позднее схематизация муз. языка и утрата действенности оперного спектакля привели к необходимости обновления А. (соч. К. В. Глюка, опера-буффа, опера-комик). Высшие достижения 18 в. в жанре А. - в мессах, кантатах, пассионах И. С. Баха, операх В.А.Моцарта (богатство композиц. средств на основе индивидуализации образов в "комедиях характеров" - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"). В сер. 19 в. А. достигла наибольшего жанрового разнообразия, гл. обр. в связи с развитием нац. школ, в т. ч. рус. (оперы М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). Наряду с традиц. средствами (бельканто в арии Нормы) в А. стали применяться и ранее для неё нетипичные (элементы ариозно-речитативного стиля в арии Тоски, см. Ариозо). С кон. 19 в. в связи со стремлением к драматургич. целостности оперы А. теряет ведущее значение, иногда преобразуется в сцену (сцена Анды, "сцена письма" Татьяны), монолог (монологи Бориса Годунова, монолог Кутузова из 10-й картины оперы "Война и мир"). О. В. Фраёнова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь