на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884-1949) - советский музыковед, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Акад. АН СССР (1943). Ученик А. К.Лядова (композиция). С 1914 постоянно печатался в журн. "Музыка", "Муз. современник" и др. В 1919-30 сотрудник Петрогр. (Ленингр.) института истории искусств (с 1920 рук. Разряда истории музыки), где был рук. Высших курсов искусствоведения и аспирантуры. С 1943 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств в Москве. Консультант Большого театра. Пред. СК СССР (1948-49). - один из основоположников сов. музыковедения. Продолжатель традиций рус. критич. мысли - А. Н. Серова, В. В. Стасова. Одноврем. творчество А. ознаменовало новый этап в развитии отечеств. музыковедения. Центральной в науч. наследии А. и имеющей основополагающее значение для понимания специфики муз. искусства является теория интонации. А. обосновал понятие симфонизма как метода, внёс значит. вклад в эстетику, теорию, историю музыки, учение о муз. форме. Рассматривая музыку как одну из важных составных частей духовной жизни, связывал её с общекультурными, социальными явлениями. Автор классич. работ о рус. музыке, монографий и статей, посв. творчеству М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. И. Танеева, И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека. Был одним из пропагандистов творчества молодого С. С. Прокофьева. Труды А. отличались актуальностью тематики, глубиной, фундаментальностью и блеском критич. характеристик. В композиторском творчестве А. выделяются его балеты, в числе которых "Пламя Парижа" (1932) и "Бахчисарайский фонтан" (1934; оба - Ленинград). Автор опер, 4 симфоний, кам.-инстр. и др. соч., музыки к спектаклям драм. театра. Инструментовал по авторским рукописям оперу "Хованщина" Мусоргского, осуществил новую ред. оперы "Вражья сила" Серова. Проф. Ленингр. конс. (с 1925). Гос. пр. СССР (1943, 1948). Симф. этюды, П., 1922, 21970; Книга о Стравинском, Л., 1929, 21977; Рус. музыка от нач. XIX столетия, М.-Л., 1930; Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М.-Л., 1930-47,2Л., 1971; Глинка, [М.], 1947, Л., 31978; Избр. труды, т. 1-5, М., 1952-57 (в т. 5-библ. и нотогр.); Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, М.-Л., 1965; Речевая интонация, М.-Л., 1965; Критич. статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Рус. музыка. XIX и нач. XX вв., Л., 1968, 21979; О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания, Л., 1974; Об опере. Избр. статьи, Л., 1976, 21985.
Богданов-Березовский В., Б.В. Асафьев, Л., 1937; Памяти Б. В. Асафьева. Сб. ст., М., 1951; Орлова В., Б. В. Асафьев..., Л., 1964; её же, Интонационная теория Асафьева как учение о специфике муз. мышления. История. Становление. Сущность, М., 1984; Орлова Б. М., Крюков А. Н., Академик Б. В. Асафьев, Л., 1984; Б. В. Асафьев и сов. муз. культура. Материалы Всес. научно-теоретич. конференции, под ред. Ю. В. Келдыша, М., 1986.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь