на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. - приставка со значением отсутствия и тональность) - термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального (ладового) центра и функциональных связей с ним звуков и созвучий. Термин охватывает большую область муз. явлений 20 в., связанных с интенсивным использованием хроматизма, "эмансипацией диссонанса", отказом от мажора и минора и, как следствие, от систем родства тональностей, от возможности модуляций и тонального плана, организующего муз. произв. Отд. внетональные эпизоды встречаются в позднеромантич. и импрессионистской музыке. Усложнение муз. языка на рубеже 19-20 вв. привело к гармонич. системам, несводимым к классич. тональности и иногда причисляемым к А. (поздние соч. А.Н. Скрябина, творчество Ч. Айвза и др.). Последовательный разрыв с тональной логикой осуществили связанные с эстетикой экспрессионизма композиторы новой венской школы, в своих соч. проделавшие путь от "свободного атонализма" к разработанной А. Шёнбергом новой системе композиции, призванной компенсировать отсутствие тональных связей и обезопасить музыку от звуковой анархии (см. Додекафония, Серийная техника). Шёнберг и ряд др. авторов критиковали термин "А." за его неточность, отсутствие указаний на конкретные типы звуковысотной организации. Тем не менее этот термин сохраняет своё значение как оценочный, фиксирующий умозрительность целого ряда совр. типов комп. техники, игнорирующих особенности муз. восприятия, конкретные акустич. и психофизиология, закономерности. Термин указывает на отказ от тональности, но не от тона как звука определённой высоты. Однако высоты в атональной музыке нередко перестают осмысливаться и как тоны, т. е. единицы муз. интонации, выступая в самодовлеющем звукокрасочном значении. Взгляды теоретиков муз. авангардизма на А. как на единственный закономерный итог развития европ. музыки опровергаются историч. практикой. Мн. крупнейшие композиторы 20 в. (Л. Онеггер, К. Орф, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.) придерживались в своём творчестве тональных принципов. Используемый в совр. музыке контраст тональных и атональных (тонально неопределённых) эпизодов, аналогичный отношениям устойчивости н неустойчивости (напр., в 7-й фп. сонате Прокофьева), обычно служит средством реализации особого художеств. замысла.
Мазель Л., О путях развития языка совр. музыки, "СМ", 1965, № б-8; его же, Проблемы классич. гармонии, М., 1972; Рети Р., Тональность в совр. музыке, [пер. с англ.], Л., 1968; Кон К)., Об одном свойстве вертикали в атональной музыке, в сб.: Музыка и современность, в. 7, М., 1971; Холопов Ю., Об общих логич. принципах совр. гармонии, там же, в. 8, М., 1974; Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX в., [пер. с чеш.], М., 1976. Е. В. Назайкинский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
А..

ХРИСТИАНОВИЧ

ЦВЕТНОЙ СЛУХ

ЧЕРНОГОРСКИЙ

ШАВЕРЗАШВИЛИ

ШАМСУТДИНОВА

ШОСТАКОВСКИЙ

ШТУККЕНШМИДТ

ШТУРЦЕНЕГГЕР

ЭРКОМАИШВИЛИ

Музыкальный словарь ver16