на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-87) - русский композитор, учёный-химик, обществ. деятель. Получил разностороннее домашнее, в т. ч. и муз., образование. Окончил петерб. Медико-хирургич. академию (1856). Д-р медицины (1858). Проф. (с 1864), зав. кафедрой химии (с 1874), академик (1877) Медико-хирургич. академии. Один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885) Жен. врачебных курсов. Дружба с прогрессивными учёными - Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, Н. Н. Зининым (педагог Б.) и др., а также изучение статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена способствовали формированию передовых обществ. взглядов Б. - просветителя-шестидесятника. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув комп. искусство. В 1860-х гг. стал чл. "Могучей кучки". Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова, а также общения с А. С. Даргомыжским сложились муз.-эстетич. взгляды Б. как последователя М. И. Глинки. В эти годы написаны 1-я симф., опера-фарс "Богатыри" (пародия на псевдоисторич. оперу), романс "Спящая княжна" и др. Большая занятость науч., пед. работой и в то же время высокая требовательность к комп. творчеству обусловили длительность работы над каждым муз. сочинением. Так, музыка 2-й симф. (впоследствии назв. Стасовым "Богатырской") написана в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё неск. лет. Над оперой "Князь Игорь" Б. работал 18 лет (не была завершена, её дописали по материалам Б. и дооркестровали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов). Творческое наследие Б. невелико по объёму. В его соч. нашли воплощение любовь к родине, идея величия рус. народа, свободолюбие, Центр. место в музыке Б. занимают богатырские образы рус. истории, нар. героич. эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпич. широта сочетается у Б. с глубоким лиризмом. Его лирика - мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер рус. муз. фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произв. соседствуют рус. образы и восточные - пленительные, полные неги и воинственные. Не только для образного содержания, но и для всего муз. стиля Б. характерна эпичность. Муз. драматургия его произв. основана на принципе неторопливого развёртывания муз. материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки рус. обрядовым, эпич., лирич. нар. песням (по своему строению, ладовым признакам). Отличит. черты метода Б. - при опоре на нар. музыку (рус. и вост.) обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные муз. образы; отсутствие фольклорные цитат; использование классич. форм. Для гармонич. языка, в основе своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканный хроматизм), характерна мелодич. насыщенность, идущая от рус. нар. подголосочной полифонии. Наиб. значит. соч. Б., образец нац. героич. эпоса в музыке - опера "Князь Игорь" (по "Слову о полку Игореве"). В ней объединены черты эпич. оперы и историч. нар.-муз. драмы. Б. - один из создателей рус. классич. симфонии. Его симфонии (1-я написана одноврем. с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпич. направление в рус. симфонизме, вершиной которого стала 2-я симф. Б. был также одним из творцов рус. классич. квартета (особенно выделяется своей лиричностью 2-й струн. квартет). Б. явился новатором и в области кам.-вок. лирики. Первым ввёл в романс образы рус. богатырского эпоса. Наряду с эпич. романсами-балладами ("Море", "Песнь тёмного леса") ему принадлежат также сатирич., юмористич. песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине трагич. чувства, благородству выражения элегию "Для берегов отчизны дальней". Яркое самобытное творчество Б. оказало плодотворное воздействие на всю последующую рус., а также и заруб. музыку, немаловажна его роль и в развитии сов. музыки. Оперы - опера-фарс Богатыря (1867, Москва), Князь Игорь (1890, Петербург; нов. ред. Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашова, 1974, Вильнюс); для орк. -3 симф. (1-я, 1867; 2-я, Богатырская, 1876; 3-я неокончена, 1-я часть записана по памяти а оркестрована А. К. Глазуновым), муз. картина В Средней Азии (1880); кам.-инстр. ансамбли - 2 струн. трио (1855-62), фп. трно (1862), 2 струн. квартета (1879-81), струн. и фп. квинтеты (оба-1862), струн. секстет (1861) и др.; Маленькая сюита для фп., произв. для фп. в 2 руки, в 4 руки; романсы на сл. А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, собственные и др., вок. ансамбли. Письма А. П. Бородина. Полн. собр., т. 1-4, М.-Л., 1927-50.
Дианин С. А., Бородин. Жизнеописание..., М., 1960; Сохор А. Н., А. П. Бородин, М.-Л., 1965; Зорина А., А. Н. Бородин, М., 1988.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь