на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БРАМС (Brahms) Иоганнес (1833-97) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Род. в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одноврем. интенсивно сочинял, но большинство ранних соч. позже уничтожил. В возрасте 20 лет совм. с венг. скрипачом Э. Ременьи совершил конц. поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах журн. "NZfM" приветствовал талант композитора. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хор. дирижёр в Певч. капелле и Об-ве друзей музыки. В сер. 70-х гг. Б. целиком посвящает себя творч. деятельности, выступает с исп. своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и последователей Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к к.-л. из этих направлений, Б. глубоко и последовательно развивал классич. традиции, которые обогатил романтич. содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизац. склад сочетается в ней со строгой логикой развития. Муз. наследие композитора обширно и охватывает мн. жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Б., из которых особенно выделяется последняя, - одно из высших достижений симфонизма 2-й пол. 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. понимал циклич. композицию симфонии как инстр. драму, части которой объединены определ. поэтич. идеей. По художеств. значимости к симфониям Б. примыкают его инстр. концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скр. концерт Б. (1878) принадлежит к числу наиб. популярных произв. этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фп. концерт (1881). Из вок.-орк. соч. Б. наиб. значителен "Немецкий реквием" (1868) с его эпич. размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вок. музыка Б., видное место в которой занимают обработки нар. песен. Произв. кам.-инстр. жанра относятся преим. к раннему (1-е фп. трио, фп. квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Б., когда возникли лучшие из этих произв., для которых характерны усиление героико-эпич. черт и одноврем. субъективно-лирич. направленность (2-е и 3-е фп. трио, сонаты для скр. и для влч. с фп. и др.). Фп. произв. Б. отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат, Б. в дальнейшем писал для фп. гл. обр. миниатюры. В фп. вальсах и "Венг. танцах" выразилось увлечение Б. венг. фольклором. В последний период творчества Б. создал фп. произв. кам. плана (интермеццо, каприччио). Для хора с орк. - Немецкий реквием (1868), Песнь судьбы, Триумфальная песнь (обе - 1871), на тексты И. В. Гёте - кантата Ринальдо (1868), Рапсодия (1869), Песнь Парок (1882); для орк. - 4 симф. (1876-85), 2 серенады (1857-60), Вариации на тему И. Гайдна (1873), Академическая и Трагическая увертюры (1881); концерты для инстр. с орк. - 2 для фп. (1858, 1881), для скр. (1878), двойной для скр. и влч. (1887); кам. -инстр. ансамбли - сонаты (3 для скр. и фп., 1878-88; 2 для влч. и фп., 1862-86; 2 для кл. и фп., 1894), 3 фп. трио (1853 - 1886), трио для фп., скр. и валт. (1865), для фп., кл. и влч. (1891), 3 струн. квартета (1861-75), 2 струн, квинтета (1882-90), фп. квинтет (1862), квинтет для кл. и струнных (1891);для фп. в 2 руки - 3 сонаты (1852-53), вариации на тему Р. Шумана (1854), вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (1861), баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио; для фп. в 4 руки - 4 тетради Венг. танцев, Песни любви - вальсы (1874), Новые песни любви - вальсы (1877); для орг. - 11 хоральных прелюдий и др.; для хора - ок. 60 смеш. хоров, 7 песен Марии (1859), 7 мотетов (1864-89); вок. ансамбли для голоса с фп. - 60 вок. квартетов, 20 дуэтов, ок. 200 романсов и песен; 4 серьёзных напева (1896); св. 100 обработок нар. песен (в т. ч. 49 нем. нар. песен). Samtliche Werke, hrsg. von H. Gal und E. Mandyczewski, Bd 1-26, Lpz., 1926-27.
Ehrmann A. v., J. Brahms. Thematisches Verzeichnis seiner Werke, Lpz., 1933; Koch L., Brahms-bibliografia, Bdpst, 1943. Briefwechsel, Bd 1 - 16, В., 1908-22.
Гейрингер К., И. Брамс, пер. с нем., М., 1965; Грасбергер Ф., И. Брамс, пер. с нем., М., 1980; Царёва В., И. Брамс, М., 1986; Галь Г., Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира, пер. с нем., М., 1986; Каlbесk M. (ed.), J. Brahms, Bd 1-4, В., 1910-21; Sресht R., J. Brahms. Leben und Werk eines deutschen Meisters, Hellerau, 1928; Chissell J., Brahms, L., 1977.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь