на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БРАМС (Brahms) Иоганнес (1833-97) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Род. в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одноврем. интенсивно сочинял, но большинство ранних соч. позже уничтожил. В возрасте 20 лет совм. с венг. скрипачом Э. Ременьи совершил конц. поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах журн. "NZfM" приветствовал талант композитора. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хор. дирижёр в Певч. капелле и Об-ве друзей музыки. В сер. 70-х гг. Б. целиком посвящает себя творч. деятельности, выступает с исп. своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и последователей Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к к.-л. из этих направлений, Б. глубоко и последовательно развивал классич. традиции, которые обогатил романтич. содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизац. склад сочетается в ней со строгой логикой развития. Муз. наследие композитора обширно и охватывает мн. жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Б., из которых особенно выделяется последняя, - одно из высших достижений симфонизма 2-й пол. 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. понимал циклич. композицию симфонии как инстр. драму, части которой объединены определ. поэтич. идеей. По художеств. значимости к симфониям Б. примыкают его инстр. концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скр. концерт Б. (1878) принадлежит к числу наиб. популярных произв. этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фп. концерт (1881). Из вок.-орк. соч. Б. наиб. значителен "Немецкий реквием" (1868) с его эпич. размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вок. музыка Б., видное место в которой занимают обработки нар. песен. Произв. кам.-инстр. жанра относятся преим. к раннему (1-е фп. трио, фп. квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Б., когда возникли лучшие из этих произв., для которых характерны усиление героико-эпич. черт и одноврем. субъективно-лирич. направленность (2-е и 3-е фп. трио, сонаты для скр. и для влч. с фп. и др.). Фп. произв. Б. отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат, Б. в дальнейшем писал для фп. гл. обр. миниатюры. В фп. вальсах и "Венг. танцах" выразилось увлечение Б. венг. фольклором. В последний период творчества Б. создал фп. произв. кам. плана (интермеццо, каприччио). Для хора с орк. - Немецкий реквием (1868), Песнь судьбы, Триумфальная песнь (обе - 1871), на тексты И. В. Гёте - кантата Ринальдо (1868), Рапсодия (1869), Песнь Парок (1882); для орк. - 4 симф. (1876-85), 2 серенады (1857-60), Вариации на тему И. Гайдна (1873), Академическая и Трагическая увертюры (1881); концерты для инстр. с орк. - 2 для фп. (1858, 1881), для скр. (1878), двойной для скр. и влч. (1887); кам. -инстр. ансамбли - сонаты (3 для скр. и фп., 1878-88; 2 для влч. и фп., 1862-86; 2 для кл. и фп., 1894), 3 фп. трио (1853 - 1886), трио для фп., скр. и валт. (1865), для фп., кл. и влч. (1891), 3 струн. квартета (1861-75), 2 струн, квинтета (1882-90), фп. квинтет (1862), квинтет для кл. и струнных (1891);для фп. в 2 руки - 3 сонаты (1852-53), вариации на тему Р. Шумана (1854), вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (1861), баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио; для фп. в 4 руки - 4 тетради Венг. танцев, Песни любви - вальсы (1874), Новые песни любви - вальсы (1877); для орг. - 11 хоральных прелюдий и др.; для хора - ок. 60 смеш. хоров, 7 песен Марии (1859), 7 мотетов (1864-89); вок. ансамбли для голоса с фп. - 60 вок. квартетов, 20 дуэтов, ок. 200 романсов и песен; 4 серьёзных напева (1896); св. 100 обработок нар. песен (в т. ч. 49 нем. нар. песен). Samtliche Werke, hrsg. von H. Gal und E. Mandyczewski, Bd 1-26, Lpz., 1926-27.
Ehrmann A. v., J. Brahms. Thematisches Verzeichnis seiner Werke, Lpz., 1933; Koch L., Brahms-bibliografia, Bdpst, 1943. Briefwechsel, Bd 1 - 16, В., 1908-22.
Гейрингер К., И. Брамс, пер. с нем., М., 1965; Грасбергер Ф., И. Брамс, пер. с нем., М., 1980; Царёва В., И. Брамс, М., 1986; Галь Г., Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира, пер. с нем., М., 1986; Каlbесk M. (ed.), J. Brahms, Bd 1-4, В., 1910-21; Sресht R., J. Brahms. Leben und Werk eines deutschen Meisters, Hellerau, 1928; Chissell J., Brahms, L., 1977.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

БИЧЕМ

БЛИМА

БЛИСС

БЛОКС

БЛУМЕ

БОДРИ

БОЗИО

БОЙКО

БОЙТО

БОКСА

БОНГО

БОНЧИ

БОСКЕ

БОССЕ

БОССИ

БОУЛТ

БОУЭН

БОЭРО

БРАГА

БРАУН

БРЕЙН

БРЕЛЬ

БРЕНЕ

БРИАН

БРИДЖ

БРИЛЬ

БРЮНО

БУБЕК

БУБЕН

БУГИЧ

БУКИЯ

БУКОВ

БУКША

БУЛАТ

БУЛЕЗ

БУЛИЧ

БУЛЛЬ

БУНИН

БУРРЕ

Музыкальный словарь ver16