на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЫЛИНЫ, были, старины, - эпический жанр русского муз.-поэтического фольклора. Согласно общепринятой типологии, Б. относятся к героич. эпосу эпохи феодализма, отражают в художеств. обобщениях историч. действительность и историч. идеалы народа. Значит. часть сюжетов Б. восходит к эпохе Киевской Руси. Элементы мифологии, фантастики, тема змееборства - отголоски древнейшего эпоса времён язычества. Б. жили в устной передаче на протяжении тысячелетия, обогащаясь новыми сюжетами, переосмысливая старые, но сохраняя специфич. поэтику и приверженность к традиц. героям. Жанровые признаки Б.: развёрнутый повествовательный сюжет, гиперболичность образов, условное время и место действия ("Как во городе столько-киевском, у Владимира Красна Солнышка"), обилие эпитетов и метафор, акцентный стих. До нашего времени Б. дошли в двух исполнит. традициях - северной и южной. Для сев. Б. характерны преим. одиночное (сольное) исполнение, детализиров. сюжет, речитативный напев одностиховой или строфичной формы. При повторении напев обычно варьируется: Начало старины "Илья Муромец и Сокольник". Исполнитель И. Б. Чупров. Запись 1982. Строфичные напевы состоят из двух или трёх муз. фраз (соответственно стихам). Сев. сказители из среды рыбаков, охотников, мастеров корабельного дела были хранителями вариантов Б. Бытование Б. на рус. Севере описано фольклористами (Н. П. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. М. Астахова, В. И. Чичеров) и писателями (Б. В. Шергин). Сложились 3 стилистич. группы сев. Б.: онежская (сказители Рябинины, В. П. Щеголёнок, Суриковы, Богдановы, Андриановы), пинежско-беломорская (Кривополеновы, Крюковы, Иконниковы), мезенско-печорская (Антонов, Шульгины, Чупровы). Сев. сказительская традиция преим. сольная, но иногда представители одной династии поют вместе, украшая осн. напев подголосками (напр., 3-гол. вариант былины Чупровых "Илья Муромец и Сокольник"). Напевы Рябининых и В. П. Щеголёна" известны по мн. публикациям, они претворены в произв. композиторов ("Снегурочка", "Садко", "Борис Годунов"; "Фантазия на темы Рябинина" Аренского). Б. совр. сказителей явились основой для ряда соч. советский композиторов (былина Чупровых "Илья Муромец в Сокольник" - исходный материал "Северорусской былины" для муж. хора В. Тормиса). Гибкость былинного стиха, не скованного метрич. схемой, допускает его сочетания с напевами разного типа. Напр., Б. о Добрыне, известная в песенном юж. варианте посб. Н. А. Римского-Корсакова, записана в Заонежье с речитативным напевом. Отрывок из былины о Садко в исполнении ансамбля казаков-некрасовцев (Ставрополье). Запись 1981. Расшифровка А. Н. Иванова. Особенности юж. Б. заключаются в лаконичном изложении сюжета, протяжённом напеве песенного склада, преим. хор. исполнении. Б. ч. былин юж. типа записана А. М. Листопадовым от донских казаков в нач. 20 в. Хранителями былинных традиции являются также казаки-некрасовцы (в СССР - Ставрополье, Краснодарский край) и жители др. казачьих поселений. Наряду с Б. в казачьем фольклоре есть былинные песни, по сюжетам близкие Б., по стилю - протяжным лирико-эпич. песням с развитой подголосочной полифонией. Былины Севера. Записи, "втупит. ст. и комм. А. М. Астаховой, т. 1-2, М.-Л., 1938-51; Листопадов А., Песий донских казаков, т. 1, ч. 1, М., 1949; Римский-Корсаков Н. А., Полн. собр. соч., т. 47, М., 1952; Древние российские стихотворения, собр. Киршею Даниловым, М.-Л., 1958; Илья Муромец, М.-Л., 1958; Былины. Рус. муз. эпос, М., 1981.
Веселовский А. Н., История, поэтика, Л., 1940; Пропп В. Я., Рус. героич. эпос, М., 1958; Рыбаков Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, [М., 1963]; Красовская Ю., Сказители Печоры, М., 1969; Азбелев С. Н., Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982. Е.М. Фраёнова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь