на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАЛЕТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, содержание которого выражается в муз.-хореографич. образах. Музыка Б., создаваемая на основе балетного либретто с учётом хореографич. решения, дает хореографии эмоционально-образную и метроритмич. основу. Нередко хореографич. решения возникали после сочинения музыки. На протяжении история взаимодействие балетной музыки и хореографии претерпело значит, изменения. Термин "Б." возник в Италия в кон. 16 в. для обозначения танц. эпизода в опере, передающего определённое настроение или объединённого единым действием. Выделение Б. в самостоят. вид искусства произошло позднее. В первых франц. Б. ("Комедийный балет королевы", 1581, и др.) муз. основу составляли бытовавшие тогда нар. и придв. танцы, входившие в старинную сюиту. Балетная музыка занимала значит. место в творчестве крупнейших композиторов 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Ж. Ф. Рама, в произв. которых предпринята попытка её драматизации. Реформа балетного театра, связанная с деятельностью балетмейстера Ж. Ж. Новера, утвердила активную роль музыки как "программы, определяющей движения и действия танцовщика". Драматизация балетного спектакля требовала эмоциональных выразительных муз. образов ("Дон Жуан" Глюка, 1761, и др.). В кон. 18-нач. 19 вв. наряду со становлением симф. и оперных жанров происходило развитие музыки Б. Одна из первых попыток симфонизации муз. сопр. к Б. - "Творения Прометея" Бетховена (1801). Романтич. направление в В. утвердили "Жизель" (1841), "Корсар" (1856) Адана, "Коппелия" Делиба (1870) и др. В 19 в. стабилизировалась муз.-драматургия, номерная структура В. Вместе с тем обозначилась тенденция к упрощённому пониманию функции музыки Б. как чётко ритмизованного, лишённого индивидуализации образов сопр. для танца (произв. Ч. Пуньи, Л. Минкуса, Р. Дриго и др.). Качественно новый этап в развитии балетного искусства ознаменовало творчество П. И. Чайковского, который внёс в музыку Б. глубокое образное содержание, принципы симф. развития и конфликтной драматургии. Его Б. "Лебединое озеро" (1877), "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892; последние два созданы в тесном содружестве с балетм. Л. И. Ивановым и М. И. Петипа) способствовали значит. обогащению танц. лексики и драматургии. Традиции снмфонизации Б. были продолжены А. К. Глазуновым ("Раймонда", 1898, "Времена года", 1900, и др.). Большое значение для развития балетной музыки имели балеты И. Ф. Стравинского - "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), созданные гл. обр. для "Русских сезонов" и связанные с новаторскими поисками балетм. М. М. Фокина. Зап.-европ. Б. развивался преим. в русле одноактных кам. спектаклей, осн. на принципах сквозного развития муз. ткани и преломления разл. муз. стилей, характерных для 1-й пол. 20 в. Разностороннее отражение нашли достижения импрессионизма в творчестве К. Дебюсси, М. Равеля, экспрессионизма, неоромантизма и др. в произв. Д. Мийо, Ж. Орика, Ф. Пуленка, А. Онеггера, Б. Бартока, П. Хиндемита, В. Эгка. Расширению выразит. средств балетной музыки способствовало обращение комп. М. де Фальи, А. Казеллы, К. Шимановского, А. Копленда и др. к глубинным истокам нац. фольклора. С нач. 20 в., наряду с развитием большого балетного спектакля, утверждается практика хореографич. интерпретации муз. произв. иных жанров, гл. обр. симф., не предназначенных для балетного театра. Это направление в Б. в большой мере связано с деятельностью балетм. Дж. Баланчина. Развивая традиции классич. и в первую очередь, рус. муз.-театр. культуры, советский композиторы расширили тематич. и жанровый диапазон балетных спектаклей. Среди первых сов. Б. - "Красный мак" Глиэра (1927, с 1957 - "Красный цветок"), "Золотой век" Шостаковича (1930). Большая роль в создании балетного репертуара 30-40-х гг. принадлежит Б. В. Асафьеву - автору Б. "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934). Значительно обогатили сов. балетную музыку произв., осн. на нац. фольклоре, - "Сердце гор" Баланчивадзе (1938),, "Гаянэ" Хачатуряна (1942; использована музыка его Б. "Счастье", 1939), "Лилея" Данькевича (1940), "Лесная песня" Скорульского (1946), "Шурале" Яруллина (1945), "Калевипоэг" Э. Каппа (1948), "Секта свободы" Схулте (1950), "Семь красавиц" К. Караева (1952), "Гимна" Аустер (1955) и др. Этапными для развития Б. явились произв. С. С. Прокофьева, определившие дальнейшее утверждение в балетной музыке принципов симфонизации и конфликтной драматургии: "Ромео и Джульетта" (1938) - одна из вершин мирового муз. искусства, "Золушка" (1945), "Сказ о каменном цветке" (1954). Выдающимся достижением сов. балетной музыки стал. Б. "Спартак" Хачатуряна (1956). Среди Б. кон. 50-х-нач. 80-х гг.: "Отелло" Мачавариани (1957), "Тропою грома" К. Караева (1958), "Легенда о любви" Меликова (1961), "Каменный властелин" Губаренко (1969), "Икар" Слонимского, "Сотворение мира" Петрова (оба-1971), "Тиль Уленшпигель" Глебова (1974), "Любовью за любовь" (1976) и "Гусарская баллада" (1979) Хренникова, "Тысяча н одна ночь" Амирова (1979), "Ольга" Станковича (1982). Новаторские поиски характерны для балетов Р. К. Щедрина - "Конёк-Горбунок" (1960), "Кармен-сюита" (по мотивам и муз. материалу оперы "Кармен" Бизе, 1967), "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985), Б. И. Тищенко - "Ярославна" (1974), А.Г. Шнитке - "Эскизы" (1984) и др. Разностороннее освещение в сов. Б. получила совр. тематика: "Асель" В.А. Власова (1967), "Горянка" Кажлаева (1968), Б.-оратория "Материнское поле" Молдобасанова (1975), "Ангара" Эшпая (1976), "Коммунист" Губаренко (1985). В сов. балетном театре часто практикуется хореографич. воплощение небалетной музыки разл. жанров, в т. ч. симфоний (7-я и 11-я Шостаковича и др.). Большой вклад в развитие Б. внесли сов. балетмейстеры, в т. ч. К. Я. Голейзовский, Ю. Н. Григорович, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, В. М. Чабукиани, Л. В. Якобсон, Д. А. Брянцев.
Штелян Я., Музыка и балет в России XVIII в., пер. с нем., Л., 1935; Слонимский Ю., Мастера балета, [М. - Л.], 1937; его же, П.И. Ч айковский и балетный театр его времени, М., 1956; Катонова С. В., Музыка в балете, Л., 1961; ее же, Музыка сов. балета. Л., 1980; Красовская В. М., Рус. балетный театр от возникновения до сер. XIX в., Л. - М., 1958; её же, Рус. балетный театр второй пол. XIX в.. Л.-М., 1963; её же, Зап.-европ. балетный театр. Очерки истории, [т. 1-3], Л., 1979-83; Музыка сов. балета. Сб. ст., М., 1962; Карп П. М., О балете, М., 1967; Вершинина И. Я., Ранние балеты Стравинского, М., 1967; её же, Балетная музыка, в кн.: Музыка XX в. Очерки, ч. 1, кн. 1, М., 1976; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, [2M., 1971 ]; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Дмитриев А. Н., Музыка в балете, в кн.: Деген А. Б., Ступников И. В., Мастера танца, Л., 1974; Музыка в хореография совр. балета. Сб. ст., в. 1-4, Л., 1974-82; Розанова Ю. А., Симф. принципы балетов Чайковского, М., 1976; Косачева Р. Г., О музыке заруб. балета, М., 1984. М. П. Загайкевич.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь