на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ - танец, предназначенный для общественного развлечения. Исполняется парой или большим количеством участников на танц. вечерах или балах. Б. т. возник в 15 в. в Италии, затем распространился во Франции, к-рая в 16-17 вв. стала его законодательницей. Первоначально Б. т. не имел чётко установленной формы. Преобладали т. н. "низкие танцы" (бас-данс), часто в виде шествий, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали нар. танцы, приспособлявшиеся исполнителями к чопорности и этикету двора. Обычно танцы объединялись попарно, напр. эстампида или бас-данс с сальтарелло, павана с гальярдой, пассамеццо с гальярдой, курантой или канари. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались бранль и вольта. В 17 в. Б. т. распространился по всей Европе. Популярными Б. т. стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В 18 в. появились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экосез, лендлер. После Великой франц. революции Б. т. утратил аристократически-величавый характер. Получили распространение лансье, лендлер, мазурка, полонез, галоп, канкан, полька. С сер. 19 в. самым популярным Б. т. стал вальс, история развития которого неразрывно связана с творчеством венских комп. И. Лайнера, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына. В кон. 19-нач. 20 вв. значит. влияние на развитие Б. т. оказали страны Сев. и Юж. Америки. Появились тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квикстеп, чарлстон и др., затем бостон, танго, а после 1-й мировой войны 1914-18- румба, самба. Для совр. Б. т. характерна импровизация, танцующие свободно варьируют бальные па. Со 2-й пол. 20 в. интерес к импровизац. танцам значительно возрос. Большинство Б. т. 60-70-х гг. - танцы свободной композиции (твист и др.). Для развития Б. т. в России большое значение имели учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718). Расцвет рус. балета оказал большое влияние на бытовой танец в России, особенно в кон. 19-нач. 20 вв. Артистами балета были созданы новые Б. т. - падеграс, па-де-труа, падепатинер, падеспань и др. Среди совр. Б. т. сохраняются лучшие танцы старой рус. бальной школы, а также появляются новые.
Друскин М. С., Очерки по истории танц. музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI-XIX вв., Л.-М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытоной танец, М., 1963; Nеttl P., The story of dance music, N. Y., [1947).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

ЧЕРНОМОРДИКОВ

ШВЕЦИИ МУЗЫКА

ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД

ЭРВЕЛУА ДЕ КЭ

ЭРДМАНСДЁРФЕР

ЯКОБ ЛЬЕЖСКИЙ

Музыкальный словарь ver16