на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАРОККО (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина: 1) от португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы; 2) от лат. bаroco - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике; 3) от имени итал. художника Ф. Бароччи, F. Barocci, (15287-1612) - художеств. стиль в европ. искусстве и литературе кон. 16-1-й пол. 18 вв. На исходе 16 в. оптимистич. гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагич. мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономич., политич. и обществ. жизни, приведших в 17 в. к началу бурж. революций. С возникновением стиля Б. музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублённого и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека, хотя в муз.-теоретич. воззрениях Б. ещё в значит. мере проявлялись черты ср.-век. религ. мистики и схоластики. На ведущее положение выдвинулись муз.-театр. жанры (прежде всего опера), что определялось характерным для Б. стремлением к драм. экспрессии и синтезу разл. видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Одноврем. обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию многочисл. инстр. жанров, в значит. мере связанных с эстетикой Б. Возникают крупномасштабные циклич. формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в сюитах причудливо чередуются увертюры театр. характера, фуги, импровизации орг. типа, бытовые танцы, певучие "арии", звукоизобразит. картинки и разного рода программные пьесы. Наиболее ярко стиль Б, проявился в Италии, где его черты наметились в многохорных вок.-инстр. полифонич. произв. мастеров венецианской школы 2-й пол. 16 в. во главе с Дж. Габриели. К наиб. значит. достижениям итал. барочной инстр. музыки относится орг. творчество Дж. Фресхобальди. Итал. опера демонстрировала разл. аспекты Б. - от преобладания внешней декоративности (М. А. Чести) до глубокого драматизма, проникнутого реалистич. тенденциями, выводящими за рамки данного стиля (позднее творчество К. Монтеверди). Итал. оперное Б. культивировалось во мн. европ. странах, особенно в центрах австр. и нем. католичества. Параллельно и в нем. музыке возникают явления барочного плана - нац. опера с ярко выраженным нар.-бытовым началом (вершина - соч. Р. Кайзера), орг. творчество Д. Букстехуде, программно-изобразительные клавирные сонаты И. Кунау. В нач. 18 в. в Германии, в историч. судьбе которой с особой силой сказались трагич. противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора - И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых ещё тесно было связано со стилем Б. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европ. музыки, оно не вмещается в рамки к.-л. одного стиля. Подобно наследию У. Шекспира, Рембрандта, Д. Веласкеса, творчество И. С. Баха создало свою оригинальную образно-стилевую систему. Понятием "Б." не объясняется также своеобразие творчества таких крупнейших композиторов 17 в., как Г. Шютц в Германии и Г. Пёрселл в Англии. В заруб. музыковедении получила распространение концепция Б. как единого художеств. стиля всего периода между Возрождением и Просвещением (преим. у нем. искусствоведов и музыковедов). Новые муз.-композиц. средства, утверждавшиеся в 17 в. (генерал-бас, кристаллизация мажорно-минорной тональной системы, концертирование, влияние риторики на тематизм и др.), стали подводиться под общую рубрику Б. часто путём лишь внешнего эстетич. сближения их с формально-стилистич. признаками изобразит. искусств, архитектуры, литры. Кроме того, содержание Б. рассматривается абстрагированно от реального многообразия и от поступательной динамики развития эпохи в целом. Сов. учёные рассматривают кон. 16- 1-ю пол. 18 вв. как эпоху, в к-рую сосуществовали стили Б., классицизм (во многом противостоял Б., но нередко и тесно взаимодействовал с ним, отражая стремление к разумному преодолению конфликтов между личными страстями и социальными установлениями), др. стилистич. направления искусства и литературы (маньеризм, галантный стиль, сентиментализм и др.), а также индивидуальные стилевые системы и внестилевые художеств. явления разного порядка.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в зап.-европ. искусстве XV-XVII вв., М., 1966; Скребков С., Художеств. принципы муз. стилей, М., 1973; Конен В. Д., Театр и симфония, М., 21975; Ливанова Т. И., Зап.-европ. музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств, М., 1977; её же, Из истории музыки и музыкознания за рубежом, М., 1981; Раабен Л., Музыка барокко, в сб.:Вопросы муз. стиля, Л., 1978; Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1923; bang P. H., Music in Western civilization, N. Y., 1941; Вukоfzгеr М. P., Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach, N. Y., 1947; Сlеrсx S., Le baroque et la musique, Brux., 1948; Le baroque musical. Recueil d'etudes sur la musique, Liege, 1964; Вlume Fr., Renaissance and Baroque music. A comprehensive survey, N. Y., 1967; Damman R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Koln, 1967; Striсkеr R., Musique du baroque, [P., 1968]; Palisса Сl. V., Baroque music, Englewood Cliffs, 1968. В.Н. Брянцева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь