на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАРТОК (Bartok) Бела (1881 -1945) - венгерский композитор, фольклорист, пианист, педагог. Окончил в 1903 Будапештскую муз. академию (фп. и композиция), в 1907-34 проф. этой академии по классу фп. В период Венг. сов. республики (1919) участвовал в демократия, преобразованиях муз. жизни (совм. с 3. Кодаем). В 1920-30-е гг. гастролировал как пианист в странах Европы и в США, в 1929 - в СССР. С 1934 фольклорист и этнограф в Венг. АН. Непримиримый антифашист, Б. в 1940 эмигрировал в США, где и умер. Творчество Б., одного из виднейших предст. муз. искусства 20 в., отмечено патриотич. и гуманистич. направленностью. Крупнейший исследователь муз. фольклора Венгрии, Балканских стран и др., новатор в области муз. языка (писал преим. инстр. музыку), Б. органически соединил в своём творчестве древнюю квартово-пентатонную основу венг. крестьянской песни с новейшими муз.-выразительными средствами европ. проф. музыки, обогатив её метроритмич. и тембровую палитру. Уже в ранних соч., испытавших сильное влияние вербункоша, проявилась гражданств. направленность творчества Б. (симф. поэма "Кошут", 1903). Антиромантич. и экспрессионистские тенденции в искусстве 10-20-х гг. нашли отражение в обострении муз. языка Б., активных поисках новых выразительных средств (Allegro barbaro, 1911; 2 сонаты для скр. и фп., 1921-22; балет "Чудесный мандарин", 1926), порой смыкающихся с самыми радикальными (элементы додекафонии, атональность, политональность). Период творческой зрелости композитора (30-40-е гг.) связан с поворотом к большей простоте, ладотональной определённости и более чёткому воплощению гуманистич. идей, сквозной нитью проходящих через всё его творчество ("Музыка для струнных, ударных и челесты", 1936; 2-й скр. концерт, 1938; 3-й кон. церт для фп. с орк., 1945; Концерт для оркестра, 1943). Новаторская сущность творчества Б. оказала влияние на формирование венг. комп. школы и на развитие мировой муз. культуры 20 в. Междунар. пр. Мира (1955), пр. им. Л. Кошута (1948). Опера Замок герцога Синяя Борода (1918, Будапешт); балеты - Деревянный принц (1917, Будапешт), Чудесный мандарин (1926, Кёльн); для орк. - симфония (1902), симф. поэма Кошут (1903), Танц. сюита (1923), Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Дивертисмент для струн. орк. (1939), Концерт (1943); концерты для инстр. с орк. - 3 для фп. (1926, 1931, 1945), 2 для скр. (1908, 1938) и др.; кам.-инстр. ансамбли, в т.ч. 6 струнных квартетов (1908-39), Соната для 2 фп. и ударных (1937); для фп. - Allegro barbaro (1911), сюита (1916), 15 венг. крестьянских песен (19171, На вольном воздухе (1926), Микрокосмос (1937); хоры a cappella и с фп.; циклы песен для голоса с фп., и др.
Зачем и как собирать нар. музыку, пер. с венг., М., 1959; Нар. музыка Венгрия и соседних народов, пер. с венг., М., 1966; Cantece popolare Romanesti, din comitatul Bihor (Ungaria), Buc., 1913; Die Volksmusik der Rumanen von Maramures, Munch, 1923; A Magyarnepdal, Bdpst, 1924; Melodien der rumanischen Colinde ( Weihnachtslieder), W., 1935; Serbo-Croatian folksongs, N. Y., 1951 (совм. с А. В. Lord).
Сабольчи Б., Бониш Ф., Жизнь Б. Бартока в иллюстрациях, [пер. с венг., Будапешт, 1963); Мартынов И., Б. Барток, М., 1968; Нестьев И., Б. Барток, М., 1969; Уйфалуши И., Б. Барток, (пер. с венг.], Будапешт, 1971; Б. Барток. Сб. статей, М., 1977; Moreaux S., Bartok, P., 21955; Szabolcsi В., В. Bartok, Leben und Werk, Lpz., 1961; Stevens H., The life and music of B. Bartok, N. Y., 1964; Lendvai E., Bartok kaltoi viliga, Bdpst, 1971; его же, Bartok and Kodaly, v. 1-4, Bdpst, 1976-80; Tallian Т., Bartok Bela, Bdpst, 1981; Pethо В., Bartok rejtekutja, Bdpst, 1984. Я.В.Санина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь