на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА. Истоки белорус. муз. культуры восходят к музыке вост.-слав. племён, к общей для рус., укр. и белорус. народов культуре Киевской Руси. Древнейший песенный фольклор включает песни календарно-земледельч. (колядки, щедровки, масленичные, весенние, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, осенние) и семейно-обрядового циклов; распространены хороводные, игровые, плясовые песни. Для них характерны жен. традиция исп., приуроченность ко времени или обстоятельствам, наличие устойчивых мелодич. формул, присущих определённому жанру и общих для группы текстов, мелодич. вариантность, узкообъёмные диатонич. лады. Песни преим. одноголосные, в некоторых местностях бытует гетерофония. Осн. типы напевов: декламац. (с чётким ритмом) и распевно-импровизац. В 14-17 вв. сложились чумацкие, бурлацкие, казацкие (мужские), а также любовно-лирич., шуточные песни. Им свойственны расширение диапазона, в основном до октавы, ведущая роль мелодич. начала, развитое многоголосие (преобладает пение "с подводкой" - солирующим верхним голосом). В 19 в. появились батрацкие, рабочие, революц. песни, т. н. литературные (на сл. проф. поэтов), частушки. В совр. фольклоре наиболее значительны партизанские песни. Среди инстр.: духовые - дудка, парная дудка, жалейка, кларнет, гармоника; струнные - скрипка, цимбалы, балалайка; ударные - бубен, барабан, тарелки, треугольник. Развито традиц. инстр.-ансамблевое исполнительство. Вышли из употребления дуда басетля, колёсная лира, цитра, пастушеские трубы. Среди нар. музыкантов: певцы - А. Венгура, С. Дубейко, А. Коренчук, Т. Лопатин, А. Монич, З. Хворост, Я. Швед; инструменталисты - М. Глушень, К. Зебров, А. Свиридович, В. Швед, М. Шкадун. Жнивная песня. Из сборника З. Я. Можейко "Песенная культура белорусского Полесья" (Минск, 1971, с. 173). Свадебная песня. Верхнедвинский район. Из сборника Л. С. Мухаринской "Белорусская народная песня" (Минск, 1977, с. 206). Носителями светской проф. традиции были скоморохи. В правосл. церк. музыке к 15 в. сложился местный тип знаменного распева, В муз. культуре 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. преломились ренессансные тенденции и идеи Реформации, получившие широкое распространение в Белоруссии. В качестве основы мн. произв. использовались протестантские гимны. В 17 в. утвердилось партесное пение (хор. концерты, псальмы). В спектакли нар. кукольного театра батлейки, интермедии школьного театра включались песни, танцы, инстр. наигрыши. Во 2-й пол. 18 в. центрами муз. культуры стали крепостные театры и капеллы при дворах польско-белорус. магнатов. С нач. 19 в. муз. жизнь концентрируется преим. в городах - Минске, Витебске, Гродно, Могилёве. Создаются гор. оркестры, ставятся любительские спектакли (театр. кружок во главе с драматургом В. И. Дуниным-Марцинкевичем; на его либретто в Минске была пост. комич. опера "Селянка" Монюшко и др.); большое значение придавала музыке Первая белорус. театр. труппа И. Т. Буйницкого (нач. 20 в.), в работе которой участвовали польск. комп. Л. Роговский, литов. комп. С. Шимкус. С 1880-х гг. создаются муз. общества. С 19 в. ведётся изучение белорус. муз. фольклора. На белорус. мелодиях основаны соч. пианиста и комп. А. И. Абрамовича. Первая нотная публикация нар. песни - "Купала на Ивана" ("Виленский вестник", 1817). Собирание и изучение белорус. нар.-песенного фольклора поставил на науч. основу Н. А. Янчук. После Окт. революции 1917 и образования БССР открыты нар. конс. в Витебске, Минске, Гомеле, Бобруйске (1918-21), преобразованные затем в муз. техникумы и школы. Основаны Белорус. муз. техникум в Минске (1924), на базе которого в 1930 создана Белорус. студия оперы и балета (с 1933 Белорусский театр опера и балета), Гос. симф. орк. БССР (1927), Гос. нар. орк. БССР (1930), СК БССР (с 1932 входил в Союз писателей БССР, с 1938 самостоят. орг-ция), Белорус. конс. (1932), Белорус. филармония (1937). В 1940 организован Белорус. ансамбль песни и танца под pyк. Г. Р. Ширмы (с 1955 Гос. академич. хор. капелла БССР). Среди исп. 20-30-х гг.: симф. и хор. дирижёры М. В. Анцев, И. А. Гитгарц, В. В. Терравский, М. Э. Шнейдерман; пианист и дирижёр Г. Н. Петров, скрипач и дирижёр А. Л. Бессмертный; цимбалисты И. И. Жинович, С. М. Новицкий, X. И. Шмелькин; певцы Л. П. Александровская, Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, И. М. Болотин, В. Ф. Волчанецкая, М. И. Денисов, С. Ю. Друкер, П. И. Засецкий, В. М. Малькова, Р. В. Млодек.
В 20-е гг. закладываются основы проф. комп. школы: симфониетта Н. Н. Чуркина (1925, первое белорус. симф. произв.); фп. квинтет (1925) и циклы романсов Н. И. Аладова; 1-я симф. Е. К. Тикоцкого (1927); хоры и массовые песни Анцева, А. Е. Туренкова, И. И. Любана. Постановки опер "Михась Подгорный" Тикоцкого, "В пущах Полесья" А. В. Богатырёва (обе - 1939), "Цветок счастья" Туренкова (1940), балета "Соловей" М. Крошнера (1939) положили начало нац. муз.-сценич. репертуару. Были достигнуты успехи в симф. (Аладов, В. А. Золотарёв), вок.-симф. (Аладов, А. В. Богатырёв), фп. (А. К. Клумов) жанрах, в области массовой песни (Любан, В. А. Ефимов, С. В. Полонский, Н. Ф. Соколовский). В Вел. Отечеств. войну 1941-45 гл. темой творчества белорусский композиторов становится героич. борьба сов. народа против фаш. захватчиков. Среди соч.: опера "Алеся" (1944, Минск) и 2-я симф. Тикоцкого, 2-я симф. Г. К. Пукста, симф.-баллада "В суровые дни" Аладова, кантата "Белорус. партизанам" и фп. трио Богатырёва. С кон. 1940-х гг. одно из первых мест занимает жанр симфонии (Тикоцкий, Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Пукст, Е. А. Глебов, Л. М. Абелиович, Г. М. Вагнер, Ф. Д. Пыталев, А. Ю. Мдивани, В. А. Войтик, Л. К. Захлевный). Развитие инстр. концерта связано с именами Подковырова, А. В. Богатырёва, Абелиовича, Э. М. Тырманд, Вагнера, Д. Б. Смольского, Г. Ф. Суруса, Мдивани, Войтика, Э. Б. Зарицкого, Г. К. Гореловой. В 40-80-х гг. получают признание оперы Д. А. Лукаса, Тикоцкого, А. В. Богатырёва, Вагнера, Ю. В. Семеняко ("Новая земля", 1982), С. А. Кортеса ("Джордано Бруно", 1977), Смольского, балеты Золотарёва, Вагнера ("Свет и тени", 1963), Глебова ("Тиль Уленшпигель", 2-я ред. 1978) и др. В 1970-е гг. зарождается белорус. оперетта ("Павлинка" Семеняко, 1973; "Нестерка" Суруса, 1979). В жанре кантаты работают А. В. Богатырёв ("Белорусские песни", 1967), Аладов, И. И. Кузнецов, Семеняко, Захлевный, Войтик. В 60-80-х гг. общественно значимые темы воплощаются в ораториях Глебова ("Колокола", 1968), Смольского ("Поэт", 1980), Кортеса ("Памяти поэта", 1972), Войтика ("Памяти Хатыни", 1973), А. В. Богатырёва ("Битва за Беларусь", 1985), К. Д. Тесакова, Мдивани ("Вольность", 1975), В. В. Дорохина, Л. К. Шлег ("Реквием", 1984). Жанры кам. музыки занимают значит. место в творчестве А. В. Богатырёва, Подковырова, Абелиовича, Тырманд, Смольского, Кортеса, Дорохина, Гореловой. Авторы хор. музыки - А. В. Богатырёв, В. В. Словников, Кузнецов, Тырманд, Мдивани; песен - Соколовский (автор Гос. гимна БССР), Словников, Семеняко, И. М. Лученок, Э. С. Ханок, В. И. Будник, Захлевный, В. К. Иванов. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР Я. А. Вощак, И. И. Жинович, нар. арт. БССР М. А. Козинец, Т. М. Коломийцева. Л. В. Любимов, засл. деят. искусств БССР И. С. Лбрамис, Ю. М. Ефимов, Л. П. Лях, В. А. Мошенский; хор. дирижёры - нар. арт. СССР Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, нар. арт. БССР М. П. Дриневский, А. П. Когадеев, В. В. Ровдо; певцы - нар. арт. СССР Н. Д. Ворвулев, С. Ф. Данилюк, Т. Н. Нижникова, А. М. Савченко, Н. А. Ткаченко, нар. арт. БССР 3. И. Бабий, Л. Ф. Бражник, Н. В. Гайда, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, В. И. Глушаков, Л. И. Златова, М. А. Зюганов, Я. Ф. Петров, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, И. С. Шикунова, Т. И. Шимко, В. Л. Вуячнч, В. Г. Мулявин; скрипач нар. арт. БССР Л. Д. Горелик; пианист нар. арт. БССР С. Л. Толкачёв. Среди музыковедов и фольклористов - Г. С. Глущенко, Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, Л. Ф. Костюковец, Г. Г. Кулешова, А. Б. Ладыгина, 3. Я. Можейко, Л. С. Мухаринская, И. Д. Назина, И. Г. и С. Г. Нисневичи, Б. С. Смольский, К. И. Степанцевич, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова, Н. Н. Юденич. В БССР работают (1987): Белорус. театр оперы и балета (1933); Белорус. театр муз. комедии (1970); Белорус. филармония (1937); Гос. академич. симф. орх. БССР (1927), Гос. нар. орк. БССР (1930), кам. орк. (1968), ансамбль старинной музыки "Кантабиле", Гос. академич. хор. капелла БССР (1940), Гос. академич. нар. хор БССР (1952), Гос. ансамбль танца БССР (1959), хор (1931) и оркестр (с 1958 концертно-эстр., с 1975 эстр.-симф., с 1979 симф.) Белорус. ТВ и радио, Ансамбль песни и танца Белорус. воен. округа (1938), вок.-инстр. ансамбли "Песняры", "Верасы"; Белорус. конс. (1932), 11 муз. уч-щ, ок. 330 детских муз. школ. Смольский Б. С., Белорус. муз. театр, Минск, 1963; Кулешова Г. Г., Белорус. сов. опера, Минск, 1967; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории сов. белорус. муз. культуры. Л.-М., '1969; Можейко З., Песенная культура белорус. Полесья, Минск, 1971; её же, Календарно-песенная культура Белоруссии, Минск, 1985; История музыки народов СССР, т. 1-4, М., 1970-72; Дубкова Т. А., Беларуская симфония, MIHCK, 1974; Костюковец Л. Ф., Каитовая культура в Белоруссии, Минск, 1975; История белорус. музыки, М., 1976; Цитович Г. И., О белорус. песенном фольклоре. Избр. очерки, Минск, 1976; Мухаринская Л. С., Белорус. нар. песня. Историч. развитие, Минск, 1977; Назина И. Д., Белорус. нар. муз. инструменты. Самозвучащие, ударные, духовые. Минск, 1979; ее же. Белорус. народные музыкальные инструменты. Струнные, Минск, 1982; Масленiкаdа В. П., Музычная адукацыя у Беларусi Мiнск, 1980. Е. Л. Соломина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь