на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БЕРГ (Berg) Альбан (1885-1935) - австрийский композитор. В 1904-10 учился у А. Шёнберга. Наряду с Шёнбергом и А. Веберном входил в новую венскую школу. Испытал значит. стилистич. эволюцию, сохранив целостность собств. стиля. Видный предст. муз. экспрессионизма (струн. квартет, 1910; 4 пьесы для кл. и фп., 1913, и др.). В раннем творчестве находился под влиянием Р. Вагнера, Р. Штрауса, Г. Малера. Б. продолжал песенную традицию И. Брамса и X. Вольфа, достигнув вершины в этом жанре (5 песен на сл. П. Альтенберга, 1912). Прогрессивная гуманистич. направленность творчества Б. отразилась, в частности, в опере "Воццек" (соч. 1921, по Г. Бюхнеру), раскрывающей трагедию "маленького человека". "Воццек" принёс Б. европ. славу (среди первых пост. - 1927, Ленинград; запрещённая при гитлеровском режиме, опера была вновь пост. в Европе и Америке после 2-й мировой войны 1939-45). "Воццек" - одна из вершин оперной драматургии 20 в. Социальная критика и антимилитаристская направленность выражены средствами театра экспрессионизма. Эмоционально насыщенный муз. язык основан на соединении современного письма с традиц. муз. формами (инвенция, пассакалья, рондо) и бытовыми жанрами. Опера "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда, неоконч.), лишённая социальной остроты "Воццека", написана в додекафонной технике и воплощает разл. типы образности - от эксцентрики и гротеска до тончайшей лирики. Б. - один из создателей серийной техники, к-рая сочеталась в его творчестве с традиц. принципами композиции; додекафонию применял, начиная с камерного концерта (1925). Одним из первых Б. использовал наиболее совр. приёмы, в т. ч. коллаж (один из первых случаев использования - в Лирич. сюите для струн. квартета, 1926). Наследуя традиции Г. Малера в области орк. письма и инстр. драматургии, Б. создал новые типы кам. ансамбля (Лирич. сюита) и инстр. концерта (камерный и для скр. с орк.). Философский по замыслу Скр. концерт (последнее соч. Б.) отличают событийность при психология, наполненности, возвышенная лиричность, наличие скрытой программы (присутствует также в Лирич. сюите). Сложный стилистич. синтез (черты австро-нем. симфонизма, отражение муз. символики барокко, включение нар. тем) достигнут во многом за счёт объединяющей роли додекафонной лейттемы концерта. Б. принадлежит св. 20 лит. работ, преим. о композиторах новой венской школы. Оперы - Воццек (по пьесе Г. Бюхнера, 1925, Берлин), Лулу (по пьесам Ф. Ведекинда, 1937, Цюрих);для голоса с орк. - 5 песен на сл. П. Альтенберга (1912), конц. ария Вино (сл. Ш. Бодлера, 1929); для орк. - 3 пьесы (1914), Лулу-симфония (1934); концерт для скр. с орк. Памяти ангела (1935); кам. концерт для фп., скр. и 13 дух. инстр. (1925); струн. квартет (1910); 4 пьесы для кл. и фп. (1913); Лирич. сюита для струн. квартета (1926); соната для фп. (1909); для голоса с фп. - 7 ранних песен (1908), 4 песни (1909) и др.
"Воццек" А. Берга, Л., 1927; Келдыш Ю., "Воццек" и муз. экспрессионизм, "СМ", 1965, №3; Холопова В., О компоэиц. принципах скр. концерта А. Берга, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Тараканов М. Е., Муз. театр А. Берга, М., 1976; Михайлов Ал. В., Возвращение к естественности, "СМ", 1985, № 7; Rеiсh W., A. Berg, W., 1937; Rеdliсh Н. P., A. Berg, W.-Z.-L. 1957; Adоrnо Т h. W., A. Berg, W., 1968. М. Н. Лобанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

АРМА

АРНО

АРНУ

АРОН

АРРО

АРТО

АРФА

АУРА

АУЭР

АШУГ

БЁРД

БАИФ

БАЙО

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕКИ

БЕНШ

БЕРД

БИВА

БИЗЕ

БИНЕ

БЛЁХ

БЛЕХ

БЛОК

БЛОМ

БЛОХ

БЛУЛ

БЛЮЗ

БОДО

БОРД

БОРИ

БОРК

БОШО

БРОН

БРУК

БРУН

БРУХ

Музыкальный словарь ver16