на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БЕРЛИОЗ (Berlioz) Гектор (1803-69) - французский композитор, дирижёр, муз. критик, писатель. Чл. Ин-та Франции (1856). В детстве не получил проф. муз. подготовки, но играл на гитаре, флейте, сочинял романсы, кам. ансамбли. Рано познакомился с крестьянской нар. песней, увлекался литературой. В 1821-24 учился в Медицинской школе, в 1826-30 - в Парижской конс. у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Под влиянием отца, свободомыслящего и просвещённого человека, а также вольнолюбивых идей, захвативших студенчество, Б. становится атеистом. В обстановке социальной и художеств. оппозиции режиму Реставрации Бурбонов складываются его революц.-демократич. убеждения, передовые муз.-эстетич. взгляды. Идеалом в искусстве для Б. служило творчество К. В. Глюка, Л. Бетховена, У. Шекспира, И. В. Гёте. Большой интерес вызывало у него искусство эпохи Великой франц. революции. В годы учёбы в консерватории Б. проявил себя смелым новатором, но его самобытность не была понята большинством профессоров (Рим. пр. присуждена Б. лишь в 1830). К окончанию консерватории он был автором ряда зрелых произв., в т. ч. "Фантастической симф." (1830). Годы, проведённые в Италии (1831-32), творчески обогатили Б. 30-40-е гг. - период наиб. творч. активности композитора. Среди соч. этих лет: симф. "Гарольд в Италии" (1834), опера "Бенвенуто Челлини" (1837), Реквием (1837), драм. симф. "Ромео и Джульетта" (1839), "Траурно-триумфальная симф." (1840, написана к торжеств. церемонии памяти жертв Июльской революции 1830), драм. легенда "Осуждение Фауста" (1846). Иск-во Б. нашло горячий отклик у прогрессивной части слушателей, но бурж.-аристократич. публике оно было чуждо. Отсюда провал оперы "Бенвенуто Челлини", поставленной в 1838 в Париже. Материальная необеспеченность, стремление найти отзывчивую аудиторию вынуждали Б. гастролировать в качестве дирижёра с исполнением преим. собств. соч. Триумфальными были его выступления в Петербурге и Москве (1847, 1867-68). В кон. 40-х гг. в творчестве композитора произошли существ. изменения. Подобно мн. представителям художеств. интеллигенции он встретил Революцию 1848 с неприязнью. В произв. 50-60-х гг. В. отходит от острых совр. проблем. Однако остаётся верен высоким гуманнстич. идеалам искусства. Тенденции, приведшие впоследствии к рождению лирической оперы, получили в творчестве Б. величаво-благородное, поэтическое истолкование в таких произв. (на собств. тексты), как оратория "Детство Христа" (1854), оперная дилогия "Троянцы" (по Вергилию, 1859). Последнее произв. Б. - полная изящества в юмора комич. опера "Беатриче в Бенедикт" (по "Много шуму из ничего" Шекспира, 1862). Осн. черты стиля Б. сложились уже в "Фантастич. симф." - первой романтич. программной симф., ставшей художеств. обобщением идейно-эстетич. устремлений эпохи, манифестом франц. романтизма в музыке. В произв. 30-40-х гг. нашли воплощение экзальтация чувств, склонность к медитации, мучительное чувство одиночества и в то же время - гражданств.-революц. порывы. Б. преобразовывал традиц. жанры, смело синтезировал элементы оперы, оратории, симфонии. Композитор-новатор, он опирался на нац. муз. традиции. Отсюда монументальность (идущая от вок.-орк. стиля, сложившегося в годы Великой франц. революции), живописность, театральность его музыки. Своеобразна мелодика В., сочетающая протяжённость и терпкость нар. напевов с интонациями ораторской речи. Мн. нового внёс он в муз. форму, голосоведение, гармонию, ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров, ввёл новые штрихи у струнных и др. Средствам и выразит. возможностям оркестра посв. трактат Б. об инструментовке (1843). Б.-дирижёр обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинением их воплощению целостного художеств. замысла. Наряду с Р. Вагнером он заложил основы совр. школы дирижирования. Дирижёрскому искусству посв. его трактат "Дирижёр оркестра" (1856; рус. пер. - М., 1912). Как муз. критик Б. в 1823-64 систематически публиковал статьи, посв. широкому кругу муз.-эстетич. проблем и явлений. Выделяются его статьи о симфониях и о "Фиделио" Бетховена, об операх К. В. Глюка, Г. Спонтини, К. М. Вебера, о соч. Р. Вагнера, Н. Паганини, Ф. Листа, М. И. Глинки и др. Оперы, в т.ч. Бенвенуто Челлини (1838, Париж), Троянцы (лирич. трагедия в 2 ч., 1859; 2-я ч. пост. в 1863, Париж; обе - 1890, Карлсруэ), Беатриче и Бенедикт (1862, Баден-Баден); для солистов, хора и орк. - Героическая сцена. Греческая революция (1826), Реквием (для хора, орк. и дополнит. 4 орк. медных духовых и ударных, 1837), драм. легенда Осуждение Фауста (1846), Те Deum (также с органом, 1850), оратория Детство Христа (1854) и др.; симфонии - Фантастич. симф., или Эпизод из жизни артиста (1830), Лелио, или Возвращение к жизни (монодрама для чтеца, хора, солистов-певцов и орк., продолжение Фантастич. симфонии, 1831), Гарольд в Италии (для альта-соло и орк., 1834), Ромео и Джульетта (для орк., солистов-певцов и хора, 1839), Траурно-триумфальная симф. (для дух. орк., а также ad libitum струн. орк. и хора, 1840); увертюры и др. произв. для орк.; кам.-инстр. ансамбли; романсы, обработка Марсельезы (для двойного хора и орк., 1830) и др.
Grand traite d'instrumentation et d'orchestration modernes, P., (18431 (рус. пер. - Большой трактат о совр. инструментовке и оркестровке, ч. 1-2, М., 1972); Lessoirees de I'orchestre, P., 1852; Le chef d'orchestre..., P., 1856 (рус. пер. - Дирижер оркестра, М., 1912); Le: grotesques de la musique, P., 1859; A travers chants. P., 1862; Memoires de H. Berlioz..., v. 1-2, P., 1870 (рус. пер. - Мемуары, М., 1962, 21967); Oeuvres iitteraires, v. 1-2, P., 1968-69; Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956. Избр. письма, пер. с франц., кн. 1-2, Л., 1981 - 82, 4984-85.
Хохловкина А., Берлиоз, М., 1966; Кrоo G., Berlioz, Bdpst, 21980; Ваrzun J., Critical questions on music and letters, culture and biography, 1940-80, CM.-L., 1982; Domling W., H. Berlioz und seine Zeit, Laaber, 1986. ?. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

БАРРАКЕ

БАРСОВА

БАСАРАБ

БАССАНИ

БАТАШЁВ

БАХЧИЕВ

БАЦЕВИЧ

БАЦЦИНИ

БЕББИТТ

БЕБУТОВ

БЕЛЛИНИ

БЕЛЬМАН

БЕЛЯКОВ

БЕНКЛЯН

БЕННЕТТ

БЕНТСОН

БЕРГМАН

БЕРГСМА

БЕРДЯЕВ

БЕРЛЯНД

БЕРМУДО

БЕРНАРД

БЕРУТТИ

БЕТИНЬШ

БИЛИБИН

БИНИЧКИ

БИРБИНЕ

БИРЮКОВ

БЛАНТЕР

БЛИНДЕР

БЛЮТНЕР

БОЛОТИН

БОЛЬСКА

БОНАЧИЧ

БОРДОНИ

БОРИСОВ

БОРОВИК

БОРОДАЙ

БОРОДИН

Музыкальный словарь ver16