на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЕРЛИОЗ (Berlioz) Гектор (1803-69) - французский композитор, дирижёр, муз. критик, писатель. Чл. Ин-та Франции (1856). В детстве не получил проф. муз. подготовки, но играл на гитаре, флейте, сочинял романсы, кам. ансамбли. Рано познакомился с крестьянской нар. песней, увлекался литературой. В 1821-24 учился в Медицинской школе, в 1826-30 - в Парижской конс. у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Под влиянием отца, свободомыслящего и просвещённого человека, а также вольнолюбивых идей, захвативших студенчество, Б. становится атеистом. В обстановке социальной и художеств. оппозиции режиму Реставрации Бурбонов складываются его революц.-демократич. убеждения, передовые муз.-эстетич. взгляды. Идеалом в искусстве для Б. служило творчество К. В. Глюка, Л. Бетховена, У. Шекспира, И. В. Гёте. Большой интерес вызывало у него искусство эпохи Великой франц. революции. В годы учёбы в консерватории Б. проявил себя смелым новатором, но его самобытность не была понята большинством профессоров (Рим. пр. присуждена Б. лишь в 1830). К окончанию консерватории он был автором ряда зрелых произв., в т. ч. "Фантастической симф." (1830). Годы, проведённые в Италии (1831-32), творчески обогатили Б. 30-40-е гг. - период наиб. творч. активности композитора. Среди соч. этих лет: симф. "Гарольд в Италии" (1834), опера "Бенвенуто Челлини" (1837), Реквием (1837), драм. симф. "Ромео и Джульетта" (1839), "Траурно-триумфальная симф." (1840, написана к торжеств. церемонии памяти жертв Июльской революции 1830), драм. легенда "Осуждение Фауста" (1846). Иск-во Б. нашло горячий отклик у прогрессивной части слушателей, но бурж.-аристократич. публике оно было чуждо. Отсюда провал оперы "Бенвенуто Челлини", поставленной в 1838 в Париже. Материальная необеспеченность, стремление найти отзывчивую аудиторию вынуждали Б. гастролировать в качестве дирижёра с исполнением преим. собств. соч. Триумфальными были его выступления в Петербурге и Москве (1847, 1867-68). В кон. 40-х гг. в творчестве композитора произошли существ. изменения. Подобно мн. представителям художеств. интеллигенции он встретил Революцию 1848 с неприязнью. В произв. 50-60-х гг. В. отходит от острых совр. проблем. Однако остаётся верен высоким гуманнстич. идеалам искусства. Тенденции, приведшие впоследствии к рождению лирической оперы, получили в творчестве Б. величаво-благородное, поэтическое истолкование в таких произв. (на собств. тексты), как оратория "Детство Христа" (1854), оперная дилогия "Троянцы" (по Вергилию, 1859). Последнее произв. Б. - полная изящества в юмора комич. опера "Беатриче в Бенедикт" (по "Много шуму из ничего" Шекспира, 1862). Осн. черты стиля Б. сложились уже в "Фантастич. симф." - первой романтич. программной симф., ставшей художеств. обобщением идейно-эстетич. устремлений эпохи, манифестом франц. романтизма в музыке. В произв. 30-40-х гг. нашли воплощение экзальтация чувств, склонность к медитации, мучительное чувство одиночества и в то же время - гражданств.-революц. порывы. Б. преобразовывал традиц. жанры, смело синтезировал элементы оперы, оратории, симфонии. Композитор-новатор, он опирался на нац. муз. традиции. Отсюда монументальность (идущая от вок.-орк. стиля, сложившегося в годы Великой франц. революции), живописность, театральность его музыки. Своеобразна мелодика В., сочетающая протяжённость и терпкость нар. напевов с интонациями ораторской речи. Мн. нового внёс он в муз. форму, голосоведение, гармонию, ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров, ввёл новые штрихи у струнных и др. Средствам и выразит. возможностям оркестра посв. трактат Б. об инструментовке (1843). Б.-дирижёр обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинением их воплощению целостного художеств. замысла. Наряду с Р. Вагнером он заложил основы совр. школы дирижирования. Дирижёрскому искусству посв. его трактат "Дирижёр оркестра" (1856; рус. пер. - М., 1912). Как муз. критик Б. в 1823-64 систематически публиковал статьи, посв. широкому кругу муз.-эстетич. проблем и явлений. Выделяются его статьи о симфониях и о "Фиделио" Бетховена, об операх К. В. Глюка, Г. Спонтини, К. М. Вебера, о соч. Р. Вагнера, Н. Паганини, Ф. Листа, М. И. Глинки и др. Оперы, в т.ч. Бенвенуто Челлини (1838, Париж), Троянцы (лирич. трагедия в 2 ч., 1859; 2-я ч. пост. в 1863, Париж; обе - 1890, Карлсруэ), Беатриче и Бенедикт (1862, Баден-Баден); для солистов, хора и орк. - Героическая сцена. Греческая революция (1826), Реквием (для хора, орк. и дополнит. 4 орк. медных духовых и ударных, 1837), драм. легенда Осуждение Фауста (1846), Те Deum (также с органом, 1850), оратория Детство Христа (1854) и др.; симфонии - Фантастич. симф., или Эпизод из жизни артиста (1830), Лелио, или Возвращение к жизни (монодрама для чтеца, хора, солистов-певцов и орк., продолжение Фантастич. симфонии, 1831), Гарольд в Италии (для альта-соло и орк., 1834), Ромео и Джульетта (для орк., солистов-певцов и хора, 1839), Траурно-триумфальная симф. (для дух. орк., а также ad libitum струн. орк. и хора, 1840); увертюры и др. произв. для орк.; кам.-инстр. ансамбли; романсы, обработка Марсельезы (для двойного хора и орк., 1830) и др.
Grand traite d'instrumentation et d'orchestration modernes, P., (18431 (рус. пер. - Большой трактат о совр. инструментовке и оркестровке, ч. 1-2, М., 1972); Lessoirees de I'orchestre, P., 1852; Le chef d'orchestre..., P., 1856 (рус. пер. - Дирижер оркестра, М., 1912); Le: grotesques de la musique, P., 1859; A travers chants. P., 1862; Memoires de H. Berlioz..., v. 1-2, P., 1870 (рус. пер. - Мемуары, М., 1962, 21967); Oeuvres iitteraires, v. 1-2, P., 1968-69; Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956. Избр. письма, пер. с франц., кн. 1-2, Л., 1981 - 82, 4984-85.
Хохловкина А., Берлиоз, М., 1966; Кrоo G., Berlioz, Bdpst, 21980; Ваrzun J., Critical questions on music and letters, culture and biography, 1940-80, CM.-L., 1982; Domling W., H. Berlioz und seine Zeit, Laaber, 1986. ?. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь