на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первонач. муз. образование получил у отца, певчего Боннской придв. капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Б. в духе нем. просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придв. капеллы. В 1787 Б. посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фп. импровизации. После окончат. переезда в Вену (1792) Б. как композитор совершенствовался у И. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Конц. выступления Б. в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К нач. 1800-х гг. Б. - автор мн. произв., поражавших современников бурным драматизмом и новизной муз. языка. В их числе: фп. сонаты № 8 ("Патетическая") и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струн. квартетов. В 1800 была исп. 1-я симфония Б. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Б. впоследствии постепенно сократить конц. деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произв. 1802-12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Б. В последний период творчества появились его величайшие создания - 9-я симф. с заключит. хором на слова оды "К радости" Шиллера н Торжественная месса, а также шедевры его кам. музыки - сонаты для фп. № 28-32 и квартеты № 12-16. На формирование мировоззрения Б. сильнейшее воздействие оказали события Великой франц. революции; его творчество тесно связано с совр. ему искусством, литературой, философией, с художеств. наследием прошлого (Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Осн. идейный мотив творчества Б. - тема героич. борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симф., в опере "Фиделио", в увертюре "Эгмонт", в фп. сонате № 23 (т. н. Appassionata) и др. Вместе с тем Б. создал мн. соч., выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирич. диапазон его adagio и largo. Представитель венской классич. школы, Б. вслед за И. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классич. музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симф. цикл был Б. расширен, наполнен новым драм. содержанием. В трактовке гл. и побочной партий и их соотношения Б. выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей. Этим в значит. мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключит. партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирич. тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Б. расширил орк. диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех орк. партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой. Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал фп. сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симф. и др.), Б. существенно обогатил и традиц. типы варьирования (Andante из 5-й симф., 32 вариации для фп. c-moll, медленные части фп. сонат № 23 и 32). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифония, технике, Вl произв. последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной олемент разработок (фп. соната № 28), как начальная или заключит. часть цикла (фп. сонаты № 29, 31, квартет № 14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так, в Allegretto из 7-й симф. тема и контрапункт образуют мелодич. "двуединство", обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией. Богатый материал для изучения творч. метода Б. дают наброски и эскизы, которые сохранились в его муз. архиве (св. 7500 листов). Большой биографич. интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми Б. пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Б. изучали рус. музыканты; упоминания о его произв. часто встречаются в рус. классич. литературе и лит. критике. Многочисл. статьи А. Н. Серова, В. В. Стасова, Б. В. Асафьева внесли вклад в мировую бетховениану. Творчество Б. высоко ценили основоположники научного коммунизма. А. В. Луначарский неоднократно подчёркивал созвучность музыки Б. пафосу Великой Окт. социалистич. революции. Опера - Фиделио (1-я ред. под назв. Леонора, пост. под назв. Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена; 2-я ред. с добавлением увертюры Леонора № 3, 1806, Вена; 3-я ред. 1814, Вена); балеты, в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора и орк. - оратория Христос на Масличной горе (1803), Месса C-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симф. орк. - 9 симф. (1-я, 1800; 2-я, 1802; 3-я, Героическая, 1804; 4-я, 1806; 5-я, 1808; 6-я, Пасторальная, 1808; 7-я, 1812; 8-я, 1812; 9-я, 1823); увертюры - к трагедии "Кориолан" Коллина (1807), к трагедии "Эгмонт" Гёте (1810) и др.; к онцерты для инстр. с орк. - 5 для фп. (1-й, 1795; 2-й, 2-я ред. 1798; 3-й, 1800; 4-й, 1806; 5-й, 1809), для скр. (1806), Тройной концерт для фп., скр. и влч. (1804); кам.-инстр. ансамбли - 16 струн. квартетов (1798- 1826), 10 сонат для фп. и скр. (в т. ч. 9-я, "Крейцерова", 1803), 5 сонат для фп. и влч.; для фп. - 32 сонаты, вариационные циклы (в т. ч. 32 вариации c-moll; багатели); песни, в т. ч. цикл К далёкой возлюбленной (1816); обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. театра и др. L. van Beethovens Werke..., Serie 1-24, Lpz., 1864-67, Serie 25, Lpz., 1888; Beethoven. Suppl. zur Gesamtausgabe, hrsg. von W. Hess, Bd 1 - 14, Wiesbaden, 1959-71. Алексеев М. П., Верман Я. З., Бетховен. Материалы для библ. указателя рус. литературы о нём, в. 1-2, Одесса, 1927-28; Кinskу G., Halm H., Das Werk Beethovens. Thematisch-bibliographisches Verzeichnis seiner samtlichen vollendeten Kompositionen, Munch.-Duisburg, 1955. Письма Бетховена. 1787-1811, сост. Н. Л. Фишман, М., 1970; Письма Бетховена, 1812-1816, сост. Н. Л. Фишман, М., 1977; Письма Бетховена. 1817-1822, сост. Н. Л. Фишман, Л. В. Кириллина, М., 1986; Samtliche Briefe Beethovens, hrsg. von A. Ch. Kalischer, Bd 1-5, В., 1906-08; L. v. Beethovens samtliche Briefe, hrsg. von E. Kastner, Lpz., 1910, vermehrte Neuausg. von J. Kapp, Lpz., 1923; Leitzmann A., L. v. Beethoven. Berichte der Zeitgenossen. Briefe und personliche Aufzeichnungen, Bd 1-2, Lpz, 1921; The letters of Beethoven, ed. by Em. Anderson, V. 1-3, L., 1961; Konversatiomhefte L. v. Beethovens, hrsg. von K.-H. Kohler, G. Herre, Bd 1-8, Lpz, 1968-83.
Корганов В. Д., Бетховен. Биографич. этюд, СПБ, [1910]; Рус. книга о Бетховене, М., 1927 (История рус. музыки в исследованиях и материалах, т. 4); Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1-2, М., 1950-57; Роллан Р., Собр. соч. в 14 тт., т. 2, 12, М., 1954-57; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 4, М., 1955; Чайковский П. И., Муз.-критич. статьи, М., 1953; Протопопов В. В., Принципы муз. формы Бетховена, М., 1970; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Бетховен. Сб. ст., в. 1-2, ред.-сост. Н. Л. Фишман, М., 1971-72; Из истории сов. бетховенианы, ред.-сост. Н. Л. Фишман, М., 1972; Стасов В. В., Статьи о музыке, в. 1-5, М., 1974-80; Альшванг А. А., Л. ван Бетховен. Очерк жизни и творчества, 5М., 1977; Климовицкий А. И., О творч. процессе Бетховена, Л., 1979; Фишман Н. Л., Этюды н очерки по бетховениане, М., 1982; Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz.-Winterthur, 1872; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887 (переизд. обеих книг - Lpz., (1925J); Th ay е г A. W., Deiters Н., Riеmann H., L. v. Beethovens Leben, Bd 1-5, "Lpz., 1901 - 11, 3Bd 1, 3-5, Lpz., 1917-23; Frimmel Т h., Beethoven-Handbuch, Bd 1-2, Lpz., 1926; Вekker P., Beethoven, B. - Lpz., 1931 (рус. пер. - в. 1-3, M., 1913-15); Szabоlсsi В., Beethoven, 3Bdpst, 1960; Beethoven studies, ed. by A. Tyson, v. 1-3, L., 1974-82; Goldschmidt H, Beethoven-Studien, Bd 1-2, Lpz, 1974-77; Beethoven-Jahrbuch, Jg. 1-9, Bonn, 1954-77; Zu Beethoven, hrsg. von H. Goldschmidt, [Bd 1-2], B, 1979-84. H. Л. Фишман.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Б..

БЕЛИННИК

БЕЛОУСОВ

БЕЛОШЕИН

БЕЛЬСКАЯ

БЕЛЬСКИЙ

БЕН-ХАИМ

БЕНЕВОЛИ

БЕННЕВИЦ

БЕРВАЛЬД

БЕРГАНСА

БЕРГГРЕН

БЕРГЛУНД

БЕРГОНЦИ

БЕРЕСТОВ

БЕРЗИНЬШ

БЕРНАНДТ

БЕРНУЛЛИ

БЕССЕЛЕР

БЕССОНОВ

БИЛИБИНА

БИЛЛИНГС

БИЧУРИНА

БЛАЖЕВИЧ

БЛАУКОПФ

БЛЕЙХМАН

БЛУМДАЛЬ

БОГАЧЁВА

БОГДАНОВ

БОДАНЦКИ

БОЛЛИГЕР

БОМБАРДА

БОНТЕМПУ

БРАНЦЕЛЬ

БРАССЕНС

БРАУНИНГ

БРЕЙТИНГ

БРЕНДЕЛЬ

БРИНДИЗИ

БРИНКМАН

Музыкальный словарь ver16