на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БИЕНИЯ (англ. beats, франц. battement, нем. bichwebungen) - периодические изменения громкости, возникающие при интерференции звуковых волн (взаимодействии при их сложении) в случаях неточной настройки унисона, а также при неточных унисонах, образуемых обертонами осн. тонов др. интервалов. Частота Б. равна разности частот образующих унисон звуков (напр., при 440 и 437 герц - 3 Б. в секунду). При этом обычного расщепления унисона на 2 звука не происходит и воспринимается некий средний по высоте звук. С учётом Б. ведётся настройка темпериров. интервалов. Б. используются как тембровый эффект, напр. при настройке ряда регистров в органе, аккордеоне, баяне, электромуз. инстр.; они придают звукам нек-рое сходство с певч. голосом, звучанием скрипок при исполнении вибрато. Явление Б. было использовано Г. Гельмгольцем для объяснения свойств консонанса и диссонанса.
Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, [пер. с нем.], СПБ, 1875; Муз. акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь