на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БИЗЕ (Bizet) Жорж (1838-75) - французский композитор. В 1857 окончил Парижскую конс., где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). Получил Рим. пр., в 1858-60 жил в Италии. Блестящий пианист, Б. отказался от конц. деятельности, всецело посвятив себя комп. творчеству. Уже первое крупное соч. Б. - симф. C-dur (1855, опубл. в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. В ней проявились характерные для его стиля отточенность -формы, цёткость изложения. 60-е гг. для Б. - время творч. становления: были созданы лирич. оперы "Искатели жемчуга" (1863) и "Пертская красавица" (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха. События франко-прусской войны и Парижской Коммуны способствовали утверждению демократич. взглядов композитора и его стремлений к правдивому, реалистич. искусству. В 70-е гг. - период творч. зрелости Б. - созданы опера "Джамиле" (по поэме "Намуна" А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872). Овладев ритмоинтонац. особенностями нар. напевов, почти не прибегая к цитатам, Б. достоверно воссоздал в этих произв. характер вост. и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразит. средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 орк. сюиты из музыки к "Арлезианке" (1-я составлена автором, исп. 1872; 2-я - комп. Э. Гиро, исп. 1885). Опера "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1875) - одна из вершин франц. оперного реализма. Её герои - простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В опере воплощены испан. нац. муз. колорит, многослойность и многоликость нар. сцен, напряжённый ход драм. событий. На премьере в театре "Опера комик" (1875) "Кармен" была резко отрицательно встречена бурж. публикой. Успех опере принесла пост. в том же году в Вене в ред. Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыку из "Пертской красавицы" и "Арлезианки"). "Кармен" стала одной из самых популярных опер в мире. П. И. Чайковский писал в 1880, что "это в полном смысле слова шедевр". Оперы - Дон Прокопио (1859 пост. 1906, Монте-Карло), Искатели жемчуга (1863, Париж), Иван Грозный (1865, пост. 1946, Вюртемберг), Пертская красавица (1867, Париж), Джамиле (1872, там же), Дон Родриго (1873, не окончена) Кармен (1875, Париж; в ред. Э. Гиро, 1875, Вена) и др.; оперетты (пост. в Париже) - Доктор Миракль (1857), Мальбрук в поход собрался (1867) и др. кантаты, оды-симф.; для орк. - 2 симф. (1855-59; 2-я уничтожена Б.), Рим Маленькая орк. сюита (обе - 1871), сюиты из Арлезианки (№ 1,1872;№ 2, сост. Э. Гиро, 1885) и др.; хоры с орк. и a cappeila; пьесы для фп., фп. дуэты; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. театра - "Арлезианка" Доде (1872, Париж) и др.
Письма, пер. с франц., М., 1963, 1988.
Брук М., Бизе, М., 1938; Тьерсо Ж., Визе и испанская музыка, пер. с франц., в кн.: Франц. музыка 2-й пол. XIX в., М., 1938. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь