на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ, церковные тоны, григорианские лады, средневековые лады (лат. modi, toni; нем. Kirchentone; англ. church modes), - система монодич. ладов ср. -век. церк. музыки (григорианского хорала). Названия и номера Ц. л.: I тон - дорийский лад (первый автентический) II тон - гиподорийский лад (первый плагальный) III тон - фригийский лад (второй автентический) IV тон - гипофригийский лад (второй плагальный) V тон - лидийский. лад (третий автентический) VI тон - гиполидийский лад (третий плагальный) VII тон - миксолидийский лад (четвёртый автентический) VIII тон - гипомиксолидийский лад (четвёртый плагальный) Осн. категории Ц. л. - финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Каждому Ц. л. свойственны определ. мелодич. формулы, характерные для псалмодии (псалмовые тоны), - начальная (иниций), срединный каданс (медиация, или медианта), заключительные (финалисы, или терминации), Пример 8 Ц. л.: По-видимому, в ср. -век. музыке помимо Ц. л. всегда существовали и др. лады, однако они не учитывались муз. теорией, обобщавшей только материал церк. музыки. Лишь в трактате "Додекахорд" Глареана (1547) система Ц. л. пополнилась ладами, давно употреблявшимися на практике: Впоследствии применялась и др. систематика Ц. л. (напр., у Дж. Царлино, 1573, и М. Мерсенна 1-й тон с - с1). Следуя древней традиции, каждому Ц. л. приписывали свой выразит, характер (этос): так, дорийский часто характеризовали как лад серьёзный, торжественный. Интонированию в Ц. л. в целом присущи возвышенность, спокойствие, созерцательность; избегаются динамизм развития, напряжённость, интенсивность тонального тяготения. Исторически Ц. л. восходят к древнегреческим ладам. Порядок 8 Ц. л. точно совпадает с порядком следования др. -греческих с теми же наименованиями, но только взятыми в обратном направлении (в Ц. л. - снизу вверх в пределах 2-октавного диапазона совершенной системы а - А). Перемена наименований приходится на врет анонимного трактата "Alia musica", приписывавшегося Хукбальду (9 в.; см. GS I, 125 - 47). С развитием многоголосия на основе Ц. л. возникла модальна" гармония средневековья и Возрождения. Многогол. склад, хроматизм (musica ficta, musica falsa - ложная музыка, фальшивая музыка) и постоянное оперирование многогол. комплексами (прежде всего консонирующими трезвучиями и секстаккордами) привели к созданию нового типа ладовой системы (модально-гармонические лады), где качества Ц. л. с охранялись лишь в гл. мелодии (cantus prius factus), лад же в целом управлялся иными закономерностями. Интонац. влияние Ц. л. прослеживается в отд. жанрах вплоть до 18 в. (хоральные обработки И. С. Баха и его современников). С 19 в. началось возрождение интонац. элементов Ц. л. под влиянием эстетики романтизма и в связи с разработкой ладов нар. музыки (Ф. Шопен, Ф. Лист, рус. композиторы); оно было продолжено композиторами 20 в. (финал симфонии "Художник Матис" Хиндемита, соч. О. Мессиана, А. Г. Шнитке и др.).
Катуар Г. Л., Теоретич. курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Танеев С. И, Подвижной контрапункт строгого письма, 2М., 1959; W a g n е r P., Einf uhrung in die Gregoriarmchen Melodien, TI 1 - 3, Lpz., 1911 - 21; MDh1mann W., Die A1ia musica, Lpz., 1914;Johner D., Wort und Ton im Choral, Lpz., 1951.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь